В чем состоит разница между сертификацией СМК и сертификацией продукции?

Система менеджмента качества (СМК, – ред.) – это совокупность методов, регулярных процедур и приемов, которые применяют в организации, чтобы гарантировать стабильно качественный результат ее работы. Сертификация СМК и сертификация продукции различаются, как правило, тем, что, в последнем случае иногда не требуется внешний аудит. Есть схемы сертификации продукции, например, серии товаров, неотъемлемой частью которых является анализ производства – при нем не обойтись простой отправкой образцов в лабораторию, но существуют и сертификаты на партию или поставку, в случае с которыми испытания образцов вполне достаточно для оценки соответствия. К тому же, сертификат на продукцию в России можно получить на очень короткий срок на 1 или 2 года, что тоже делает ненужными с точки зрения безопасности товара многие процедуры сертификации. Документы о соответствии СМК в России обычно выдают по правилам добровольного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, а в этом стандарте предусмотрен трехгодичный срок действия сертификата. Что касается внешнего аудита, то и такое требование содержится в нормативных документах международной организации ISO (International Organization for Standardization, – ред.). Именно этой организацией выпущен документ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», по которому в нашей стране обычно проводят сертификацию системы управления качеством.

Еще одна специфика сертификации СМК заключена в том, что документ, который предприятие получает по результатам сертификационной экспертизы – не свидетельствует о качестве продукции или услуг предприятия напрямую, он лишь говорит о том, что созданы необходимые «производственные условия». Понятно, что работа с качеством на уровне менеджмента с неизбежностью влияет на конечный результат деятельности организации, но, с другой стороны, между качеством продукции и качеством управления нельзя поставить знак равенства, потому что некачественный результат работы может быть не связан с менеджментом. Согласно тем же нормативным документам ISO, рекламировать сертификацию своей СМК нужно таким образом, чтобы у покупателя не создавалось впечатления, что проведена сертификация продукции. Чтобы не быть голословными, приведем пример из жизни. Надпись на коробке с печением «Качество продукции гарантировано ISO 9001» – некорректна и не соответствует правилам ISO. То же касается надписи на образце продукции: «Сертифицировано по ISO 9001» – из нее нельзя понять соотношение качества конкретного продукта и качества управления в компании, в которой он изготовлен.

Сертификация СМК и сертификация продукции отличаются друг от друга отношением к обязательной сертификации. Если системы управления качеством по российским законам – вне поля обязательной оценки соответствия, как и услуги, то некоторая часть продукции, перечисленной в специальных национальных и региональных списках, сертифицируется в обязательном порядке. Этот процесс характеризуется большими по сравнению с добровольной сертификацией затратами времени, денег, с большим контролем со стороны государства. Обязательную сертификацию товаров по закону не может заменить добровольная сертификация, проведенная ранее. При государственной оценке соответствия перед предприятием не стоит вопрос выбора нормативных документов, по которым сертификация будет проводиться, процедур сертификации – этот вопрос также в компетенции государства. Сертификация СМК обладает всеми преимуществами добровольной сертификации, в том числе свободой в выборе системы сертификации. Впрочем, при оценке соответствия с использованием ISO 9001, органы по сертификации также строго следуют букве документа, как и при обязательной сертификации.

Несмотря на то, что сертификация СМК не является обязательной, ее востребованность неуклонно растет. Предсказать, что именно нужно сертифицировать, чтобы быть готовым к требованиям заказчика в современных условиях очень сложно. Особенно это касается организаций с широкой линейкой товаров. Каждый новый или модернизированный вид продукции – с точки зрения сертификации представляет собой новый объект оценки соответствия. СМК – универсальный аргумент на рынке. Пусть управление качеством не единственный фактор, влияющий на качество продукции, но уже точно самый главный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: