У нас на предприятии успешно действует СМК, для чего нам нужно ее сертифицировать?

Уже по характеру вашего вопроса видно, что вы внедряли систему менеджмента качества (СМК, — ред.) не ради сертификата. Это в высшей степени разумный подход, так как в оптимизации процессов организации и их взаимосвязей кроется огромный потенциал экономии. О масштабе возможного выигрыша легко судить хотя бы по истории, приведенной в статье «Как описать и оптимизировать бизнес-процессы» из журнала «Финансовый директор». В 80-е годы автомобильный гигант «Ford» принял решение автоматизировать работу отдела кредиторской задолжности, численностью в 500 человек. Инициаторы программы надеялись, что количество сотрудников можно будет сократить на 20%. Изучался опыт других автомобильных компаний. Менеджмент компании «Ford» был в шоке, когда его представители узнали, что на японском предприятии «Mazda» аналогичный отдел насчитывал всего 5 человек. Оказалось, что дело было в излишне запутанной процедуре обработки счетов. После предпринятых реформ в отделе осталось 125 человек. Автоматизация – не совсем то же самое, что внедрение ISO 9001, но влияние на производство того и другого – схоже. А ведь экономия только один из большого числа плюсов, которые СМК может дать предприятию. Несмотря на то, что внутренний эффект работы с ISO 9001 существеннее внешнего, стоящего за сертификацией, этим последним тоже пренебрегать не стоит.

Сертификат имеет значение как документальное свидетельство того, что другое юридическое лицо признает в вашей компании наличие действующей системы менеджмента качества. Согласитесь, у человека, не знакомого напрямую с вашей деятельностью при наличии этого документа есть гораздо больше стимулов довериться вам, тем более что компания, выдавшая сертификат несет ответственность за основательность своих оценок, во многих случаях и перед законом. Поэтому не удивительно, что внешние аудиторы при обязательной сертификации могут учитывать документацию СМК в своем анализе. Казалось бы, причем здесь системы менеджмента, ведь объектом сертификации в обязательной оценке соответствия является продукция. В некоторых схемах обязательной сертификации предусмотрен контроль системы качества. В стандарте ГОСТ Р 53603-2009 «Схемы сертификации продукции в Российской Федерации» такая процедура предусмотрена в трех схемах: 5с, 9с, 10с. В тексте норматива говорится, что он предназначен как для обязательной, так и для добровольной сертификации. Сертификат может не учитываться при обязательной сертификации, но внешний аудит, которым он сопровождается – дополнительный и беспристрастный тест для вашей СМК.

Еще один плюс сертификации вашей системы можно найти в самом стандарте ISO 9001. В требованиях по закупкам сказано, что организация должна управлять закупками и выбирать поставщиков, исходя из их способности поставлять продукцию отвечающую требованиям организации. Информация по закупкам должна включать сведения о системе менеджмента качества поставщика, если это целесообразно. Все это делает компании, внедрившие ISO 9001 более склонными к сотрудничеству с теми, у кого тоже есть система менеджмента качества. Доказать это может сертификат. Впрочем, иногда можно обойтись и без него, у некоторых компаний предусмотрена альтернатива – объемное анкетирование потенциального подрядчика, любой «неправильный» ответ которого может сказаться на решении «за» или «против» претендента. Сертификат на практике может уменьшить количество задаваемых вопросов. Независимо от положений ISO 9001 потенциальные партнеры в России и за рубежом довольно часто выставляют наличие у компании сертификата ISO 9001 в качестве условия заключения контрактов или заключения более выгодных контрактов. Заказчики, таким образом, хотят получить дополнительное свидетельство надежности организации, с которой они вступают в сотрудничество.

Сертификат, как третейская оценка системы качества предприятия полезен при маркетинге. Если покупатели знают, что компания заботится об обеспечении высокого качества продукции – имидж предприятия растет. О факте сертификации можно на определенных условиях сообщать в рекламе, на сайте и на упаковках продукции; публиковать на визитках и проспектах организации. Но на наличие или отсутствие сертификата обращают внимание не только партнеры и покупатели, но и частные банки, и страховые организации. Они учитывают этот аспект деятельности предприятия, когда рассматривают возможность предоставления той или иной услуги. Социологические исследования показывают, что и рядовые покупатели, приходя в магазин, все больше обращают внимание на то, какие знаки изображены на этикетке продукции. Это может показаться неожиданным, но сертификация может, в довершение всего, поднять корпоративный дух организации. Ведь если сотрудники будут чувствовать, что работают в компании, которая стремится соответствовать самым высоким стандартам, имеет какие-либо другие интересы кроме сугубо материальных, правильно себя позиционирует, то у них будет дополнительная мотивация для упорного труда, который так нужен, чтобы российские товары появились на прилавках хотя бы российских магазинов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: