Стоит ли внедрять ISO 9001 университетам?
Источник: настоящая статья принадлежит перу Страхини Стояновича, сертифицированного в RABQSA главного аудитора по следующим стандартам: ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. С. Стоянович принимал участие во внедрении данных нормативов более, чем в 100 малых организациях, сталкиваясь со всеми аспектами: от создания документации и организации тренингов без отрыва от производства и заканчивая поддержанием систем менеджмента в рабочем состоянии.
Хотя стандарт ISO 9001 применим в любых организациях (это написано в самом тексте норматива, – ред.), стратегический план развития на 2011-2015 годы Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) не упоминает образование в числе отраслей, в которых стандарты ISO приносят выгоду. Осознавая наличие проблемы в ISO опубликовали норматив IWA 2 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001 в образовании» (IWA – International Workshop Agreement, – ред.). Данное руководство помогает образовательным учреждениям (включая высшее образование) успешно внедрить ISO 9001 и получать все те выгоды, которые связаны с созданием системы менеджмента качества (СМК, – ред.) в классических отраслях его использования.
Зачем внедрять?
Сегодня сфера образования и учебных программ постепенно теряет свой особый статус. К ней начинают относится, все более и более как к «обычному» сектору экономики. Это значит, что от школ, университетов, организаторов тренингов с каждым годом все больше ждут эффективной работы, профессионального ведения дел, предоставления качественных услуг во всех аспектах. В этой связи можно выделить две важнейшие тенденции:
- количество требований к образовательной системе извне (от правительства, обучающихся, работников, повышающих квалификацию и так далее) – возрастает. Это оказывает давление на решения о размещении ресурсов и повышает планку минимальной необходимой эффективности организации;
- организации, которые работают на ниве непрерывного образования, становятся зрелыми и состоявшимися, «устаканивается» вся отрасль таких услуг, становясь похожей на любой другой вид сервиса.
Эти отмеченные тренды приводят к тому, что программы парадигмы обучения меняются и отрасль становится не «рынком продавца», где законы диктует тот, кто учит, а «рынком покупателя», который формирует повестку своими потребностями в обучении. Безусловно, многие специалисты, которые работают в образовательных организациях не чувствуют себя комфортно в свете перемен, но похоже, что они носят неотвратимый характер. То же самое, к примеру, происходит в госуслугах, они тоже становятся клиентоориентированными. Учитывая такую ситуацию в образовании, внедрение ISO 9001 выглядит логичным шагом на пути к победе в конкурентной борьбе.
Что может пойти не так?
К сожалению, создание в образовательных организациях систем менеджмента качества по ISO 9001 на практике обычно дает плохие результаты. Идентифицируя студентов как потребителей, обучающая организация рискует. Университет может таким образом «сместить прицел» с ориентации на качество результатов обучения на дружественность «пользователю». Это повлечет за собой снижение стандартов обучения и в широкой перспективе никак не удовлетворит «клиента». У университетов две главные миссии: это место, в котором получают знания и место, где учат студентов, как решать реальные проблемы будущей профессиональной деятельности, готовя выпускников, которые удовлетворяют требованиям современной экономики.
С позиции этих двух задач студенты выглядят сырьем, которое нужно превратить в продукт, а не клиентами. Реальный потребитель, который выступает заказчиком образовательных услуг – общество, которому поставляются профессионалы. Если все-таки оставить обучающегося в роли клиента, то очень многие студенты захотят получить квалификацию по пути наименьшего сопротивления, самым простым способом. Они будут стремиться к минимально-допустимому уровню знаний, а не к оптимальному.
А каковы преимущества?
Кроме обычных плюсов, которые заключает в себе внедрение ISO 9001 (смотри также «Шесть важнейших выгод от внедрения ISO 9001») стандарт предлагает некоторые преимущества, которые существуют только в образовательной отрасли в силу их специфики. Многие из них до сих пор для многих не были очевидны, поскольку качество в образовательных структурах частенько трактуют слишком узко, сосредотачиваясь только на особенностях учебных заведений по сравнению с любыми другими отраслями. Если система по ISO 9001 правильно внедрена, то она может обернуться такими выгодами:
- смещение фокуса в школе с «качества учителя» к качеству деятельности организации в целом, как единого организма;
- внедрение новых или дополнительных механизмов управления в высшем образовании;
- создание системы обеспечения качества и систематически влияющих на деятельность механизмов в отрасли непрерывного обучения и специальных учебных программах.
Эти преимущества в образовательных процессах возможны только если топ-менеджмент сможет мобилизовать людей на улучшения. Каждый сотрудник, который оказывает влияние на качество образовательных услуг должен обладать требуемой компетентностью и пройти обучение по принципам качества и способам его измерения. Они должны понять, почему необходимо измерять тенденции, которые клонят процессы к тем или другим результатам и учиться открытости в вопросе признания каких-либо услуг несоответствующими, а не прятать их.
Задач множество. Но также велики и потенциальные выгоды. Конкуренция между образовательными структурами постоянно возрастает. Но если университет подойдет к внедрению всесторонне и с нужным вниманием, он может оказаться на шаг впереди других. В противном случае, все что изменится – это стена в кабинете ректора, где повесят очередной сертификат.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий