Стоит ли привлекать консалтинговые фирмы для внедрения СМК или можно обойтись своими силами?

Вопрос об этом в значительной степени зависит от характеристик компании, которая собирается внедрять систему менеджмента качества (СМК, – ред.) по ISO 9001. Практикующие специалисты говорят, что представитель руководства, скажем, финансовый директор, может и сам описать процессы в компании, используя программу Excel или даже лист бумаги. Аналогично, возможно и выполнение других операций в рамках внедрения СМК неспециалистами. Другой вопрос, что реализация этих операций требует отличного знакомства со стандартом ISO 9001, которое достигается не только учебой, но и практическим опытом. Знакомство со стандартом на таком уровне редкость среди тех, кто выполняет на предприятии другие функции или сталкивается со стандартом от случая к случаю. Поэтому многие предприятия находят выгодным привлекать к внедрению консультантов. Это сказывается и на сроках внедрения, владея профессиональными знаниями и инструментами, имея возможность посвящать этому все свое рабочее время, специалист по качеству сможет сделать все, что нужно, гораздо быстрее и, возможно, качественнее. Добавим: несмотря на то, что стандарт ISO 9001 написан доступным обычному читателю языком, многие положения можно истолковать неправильно или недостаточно точно без специального образования. Впрочем, все перечисленное вовсе не означает, что консультант может внедрить СМК за сотрудников, для успеха нужны усилия и профессионала и тех, кто должен будет работать по новым правилам.

Важно еще и не ошибиться при выборе консультанта, ведь тогда вся работа по внедрению ISO 9001 рискует обернуться формализмом и пустой тратой времени и ресурсов. На этот случай выпущен специальный стандарт Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, – ред.) ISO 10019:2005, который принят в России в качестве национального стандарта под обозначением ГОСТ Р ИСО 10019 «Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг». Стандарт требует определить ожидания организации от консультанта и сразу же определяет его роль в общем случае. Итак, согласно документу специалист по внедрению СМК должен помогать в выборе существующих на сегодня инструментов внедрения для ситуации конкретного предприятия, его возможностей и особенностей. Консультант вовлекает персонал «соответствующих уровней» в более активное участие в создании СМК. Консультант также должен объяснять основные положения менеджмента качества и стандарта ISO 9001 сотрудникам, которые участвуют в процессах внедрения. Немаловажно и то, что он помогает в идентификации процессов и определении границ документирования, что вызывает трудности у многих предпринимателей. В пункте 4.1.3 ГОСТ Р ИСО 10019 сказано, из каких компетенций складывается профессионализм консультанта, это: личные качества консультанта, образование, навыки, опыт, этичность. Относительно этичности есть замечание, что должен быть обеспечен беспристрастный выбор органа по сертификации, для того, чтобы осуществить независимую третейскую оценку внедренной СМК. С консультантом также должен быть заключен договор, причем, в нем необходимо указать точный объем работы, что особо подчеркнуто в стандарте. План договора необходимо довести до всех заинтересованных сторон. Нужно определить и цели договора, совсем в духе самого стандарта ISO 9001 и основанной на нем системы менеджмента качества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: