Отменена ли аттестация офисных рабочих мест?

Поправки в Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н (Приказ, – ред.) были внесены в 2012 году. И теперь порядок проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) несколько видоизменился. Ранее мы уже писали, что изменения носят уточняющий характер для ряда требований Приказа. Напомним о них.

Если ранее в 4 пункте Приказа содержалось требование о том, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя, то в результате изменений были внесены исключения для рабочих мест, на которых работники заняты на персональных компьютерах и копировально-множительной технике, а также приведен перечень видов работ, для которых проводить АРМ просто необходимо.

Редакция 8 пункта была внесена для разъяснения сроков проведения повторной аттестации. И теперь пятилетний срок действия результатов АРМ остается только для вредных и опасных рабочих мест. А для тех, чьи условия отнесены к безопасным, АРМ больше проводиться не будет.

В пункт 47 были внесены дополнения о проведении внеплановой АРМ, в результате чего АРМ «вне очереди» должна проводиться на рабочих местах по обращению сотрудника или профсоюзного органа, по предписанию органов исполнительной власти за соблюдением трудового законодательства.

В подпункте 7 Приложения №3 Приказа уточняется, что необходимо указывать марку, регистрационный номер и год выпуска оборудования, используемого на рабочем месте.

Все эти поправки вполне объективны, но двоякую интерпретацию и особый резонанс по-прежнему вызывают изменения в пункте 4 Приказа о рабочих местах, подлежащих АРМ. Потому как рабочие места с ПК – это, по большей части, офисные рабочие места. Вроде бы и трактовка у закона однозначная – если имеются данные условия, то АРМ не обязательна, но работодатели по-прежнему не уверены, оставлять ли рабочие места офисных сотрудников без аттестации? Как трактовать закон? И на самом ли деле отменена аттестация для них?

Офисные рабочие места составляют большую часть на рынке труда по сравнению с производственными рабочими местами. Поправки вносились с такими целями, чтобы снизить административные барьеры для представителей малого бизнеса, а также направить основную работу на рабочие места, которые действительно нуждаются в проверках и значительном улучшении. Работодатели обрадовались таким нововведениям, если бы не одно «но». Оказывается, аттестация для рабочих мест офисных работников по-прежнему актуальна.

Наша редакция направила запрос в управляющий ведомственный аппарат Минтруда о разъяснении данного пункта поправок. Официальный ответ был подготовлен от имени Директора Департамента условий и охраны труда В.А. Коржа, в соответствии с которым первичная АРМ остается обязательной для всех рабочих мест (включая и офисные рабочие места). Повторная аттестация будет проводиться для рабочих мест, которые по результатам предыдущей оценки были отнесены к вредным и опасным. Далее приведено отдельное разъяснение для рабочих мест с персональными компьютерами. По ответу В.А. Коржа:

Цитата: ‘Согласно пункту 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени. Таким образом, если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то такое рабочее место должно аттестовываться’

Разъяснения В.А. Коржа полностью прояснили фактическую картину в области проведения АРМ. И большинство рабочих мест офисных работников все еще подлежит обязательной аттестации. Если работодатель подтвердит, что его работник занят на ПК меньше 50% рабочего времени, аттестации можно будет избежать. Как один из вариантов подтверждения: прописать периодичность исполнения работ в трудовом распорядке дня и должностных инструкциях работников так, чтобы работа за компьютером не превышала и даже не была равна 50%. Характерным примером таких работ может служить работа риэлторов, торговых представителей, менеджеров по продажам и т.д.

Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам по телефону: +7 (495) 646-11-17 или по e-mail: sout@1cert.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: