Основное предназначение сертификации?
Сертификация – это документальное подтверждение чьего-либо соответствия стандартам и требованиям. Субъекты и объекты сертификации могут быть самые разные. В качестве объекта сертификации, чьи характеристики субъект оценки соответствия сличает с документом, может выступать отдельный человек, а может и целая организация, неважно коммерческая или государственная. В реальной практике, человека сертифицируют, как правило, как профессионала в какой-либо области. Особенно такого рода сертификаты распространены в IT, лингвистике, образовании. Организации, проходя сертификацию, сообщают об этом на материальном результате своей деятельности, например, на упаковках продукции. Любая организация, в частности компания, может содержать в себе несколько элементов. Сертифицировать можно, как ее в целом, так и отдельную составляющую: организацию охраны труда, систему менеджмента качества, СЭМ (систему экологического менеджмента, – ред.).
Сертифицированной может быть часть продукции, скажем, партия гаечных ключей, выпущенных организацией. Вот откуда такие выражения, как «сертифицированный товар», «сертифицированные игрушки». Наконец, сертифицировать можно услуги: общепит, санаторно-оздоровительное лечение и многое другое.
Потенциальных субъектов сертификации также может быть много. Начать с того, что бизнес-структура или госорганизация может сертифицировать сама себя – это не такое уж редкое явление, хотя совпадение субъекта и объекта сертификации грешит против беспристрастности. Такой вариант иногда называют сертификацией от 1-го лица. Сертификация от 2-го лица – это когда ее проводит клиент или партнер организации-объекта сертификации. Они вовлечены в работу проверяемой организации, а значит, теоретически, могут быть небеспристрастны. Сертификация 3-й стороной – это такая оценка соответствия, которая осуществляется совершенно невовлеченной в дела компании-претендента на сертификат силой. Услуги независимой сертификационной экспертизы предоставляют специальные частные (в российской практике, – ред.) структуры, так называемые, органы по сертификации. Именно оценка 3-й стороной в мировой практике подтверждения соответствия считается наиболее надежной. Оговоримся, что за рубежом есть органы по сертификации, которые действуют не как частная юридическая фирма, а являются госструктурой.
Сертификация бывает обязательная и добровольная – это формы подтверждения соответствия. Дело в том, что понятие сертификации – более узкое, чем законодательный термин подтверждение соответствия (ФЗ «О техрегулировании», – ред.). По закону, кроме обязательной сертификации существует обязательное декларирование, также разрешенная для некоторых видов товаров форма обязательного подтверждения соответствия. Обязательная сертификация проходит под жестким контролем государства, ее субъектами выступают аккредитованные государством же органы по сертификации, по нескольким обязательным схемам сертификации. Напомним, что схемы оценки соответствия – это методы сбора доказательств соответствия организации тем или иным документам, последовательность процедур сертификации. Добровольная сертификация задумана как механизм саморегулирования бизнеса. Идея в том, что предприниматели сами заинтересованы в демонстрации своей надежности потребителю, так как от этого зависит популярность их бренда, и, в конечном счете, прибыль. Независимые органы по сертификации проводят добровольную сертификацию по желанию компании-претендента на сертификат и по собственным схемам.
Основные цели сертификации специалисты обычно формулируют в духе закона «О сертификации продукции и услуг», закона, который утратил силу с появлением в 2002 ФЗ «О техрегулировании». В статье №1 этого документа написано, что:
Цитата: ‘Сертификация осуществляется в целях: создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции…’
В центре внимания: цивилизованные условия торговли и интересы клиента. Но, что такое компетентный выбор? Дело в том, что современный покупатель не в состоянии без специальной подготовки самостоятельно определить качество многих сложных товаров, а органы по сертификации, которые оценивают организации на соответствие тем или иным правилам, требованиям и нормативам располагают для этого всем необходимым. Рядовому потребителю остается лишь убедиться, что товар сертифицирован. На практике ситуация в России несколько сложнее. Еще одной целью обязательной сертификации является необходимость убедиться, что на полки магазинов попадает только безопасная продукция, вне зависимости от того, обращает ли покупатель внимание на маркировку сертификации. Много других целей клиенты и предприниматели могут преследовать при добровольной сертификации. Они обусловлены теми плюсами, которые необязательная оценка соответствия в себе несет. Подробнее о них читайте здесь.
Добавить комментарий