Объяснить механизм получения компанией статуса КМЦ

Консультационно-методические центры (КМЦ, – ред.) – это компании, зарабатывающие на посредничестве между органом по сертификации (организацией, имеющей право предоставлять услуги независимой оценки соответствия документам, – ред.) и компанией-претендентом на получение сертификата, выбирающей, где пройти сертификацию. Сами КМЦ не могут проводить сертификацию, так как не имеют для этого ни экспертов, ни аккредитации в какой-либо системе добровольной сертификации, ни аккредитации Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации, -ред.). По сути, консультационно-методические центры в сфере сертификации – это только call-центры, находящие клиента «горячими» звонками, чего часто не делают органы по сертификации, или привлекающие его соответствующими объявлениями на своем сайте. Найдя заинтересованных в прохождении сертификации, КМЦ информирует клиента об услугах органа по сертификации, с которым он работает. Своеобразная ловушка для организации-претендента на сертификат состоит в том, что клиент принимает КМЦ за полноценный орган по сертификации, а КМЦ не объясняет ему разницу, так как боится потерять клиента. Заявитель (именно так компания-претендент на сертификат называется в ФЗ «О техрегулировании», – ред.) может существенно проиграть на стоимости сертификации в такой ситуации, потому что многие КМЦ завышают первоначальную цену органа по оценке соответствия в свою пользу. Клиент может, опять-таки, не понять, что переплачивает он за посредничество, которое, может быть, ему вовсе не нужно.

Из сказанного можно сделать превратный вывод, что КМЦ – это плохо. Вывод неверный. Большинство органов по сертификации находятся в нескольких крупных российских городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, КМЦ довольно «густо» рассыпаны по регионам и маленьким городам. Предприятию может быть, просто, удобно пересылать через них документы на сертификацию в саму сертифицирующую компанию. Хотя в чистом виде КМЦ – лишь посредник, довольно часто роль консультационно-методических центров совмещают со своим основным профилем юридические фирмы, регистрирующие предприятия. Если организация уже обращалась в такую фирму, например, чтобы зарегистрироваться, то руководству компании, которая решила пройти сертификацию, может быть привычно, общаться со специалистами именно КМЦ, а не самого органа по сертификации. Некоторые КМЦ, хотя это довольно редкое явление, могут предложить своему клиенту дополнительные услуги по обучению специалистов или дополнительные услуги консультации по многоаспектной проблеме подтверждения соответствия. То, что КМЦ не всегда дает возможность обратившимся к нему понять свое отличие от органа по сертификации, далеко не всегда связано с намерением обмануть или «попустить» ошибку клиента. Это может быть связано с низким уровнем компетенции, который свойственен многим КМЦ, особенно в регионах, речь идет не только и не столько о компетентности в стандартах и нюансах проведения оценки соответствия, сколько об элементарной способности предоставить презентабельную и полную консультацию по известным сотрудникам КМЦ фактам. Возможно, проблема отчасти кроется в механизме взаимодействия органа по сертификации с консультационно-методическими центрами.

Органы по сертификации заинтересованы в сотрудничестве с такими компаниями, так как хотели бы увеличить количество потенциальных клиентов без открытия полноценных филиалов в других городах. Но сотрудничают они с КМЦ не на базе аккредитации в системе с полноценными периодическими аудитами и сравнительно жестким контролем качества услуг, а в форме двустороннего договора, результатом которого служит выдача КМЦ свидетельства или аттестата об аккредитации в качестве консультационно-методического центра такого-то органа, именно его, а не системы. Выдав такой документ, сертифицирующая компания проверяет КМЦ. Это выражается в форме телефонных интервью со специалистами КМЦ с целью убедиться в их профессионализме, многие органы по сертификации проводят обучение для сотрудников КМЦ. Некоторые сертифицирующие организации используют что-то вроде ресторанного «таинственного посетителя», звоня в КМЦ и разговаривая как клиент. Получив информацию о низком качестве услуг того или иного КМЦ, орган по сертификации обычно разрывает с ним отношения, но поскольку контроль недостаточно плотный, между совершением «преступления» и «наказанием» может пройти немало времени.

Многие органы по сертификации пытаются воспрепятствовать попыткам КМЦ завышать цены, обещая комиссионное вознаграждение от прибыли самого органа по сертификации. Можно встретить компромиссные варианты, когда сертифицирующая компания не разрешает поднимать цену для новых клиентов, но обязуется не препятствовать завышению цены в отношении постоянных. Многие органы по сертификации открыто на своих сайтах предлагают любым другим компаниям получить статус КМЦ, при этом обычно обещается прибыль в 15-30% от заказа. Иногда орган может выдвигать дополнительные условия, например, компания, претендующая на статус КМЦ должна принять на себя обязательство способствовать распространению в области своей работы авторитета системы менеджмента по стандарту ISO 14001. Итак, работа с КМЦ имеет бесспорные плюсы и минусы, но обращаться туда несколько более рискованно, а часто и более затратно, чем непосредственно в орган по сертификации. Существующие вне системы добровольной сертификации элементы проверяются гораздо менее тщательно, чем существующие в системе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: