Нужно ли проводить специальную оценку условий труда в школе?
Несмотря на то, что школы являются объектом пристального внимания многих контрольно-надзорных структур, в частности Роструда, ошибки в организации охраны труда (ОТ -, ред.) встречаются. По анализу ведомства, среди нарушений трудового законодательства в школах наиболее часто допускаются такие, как ненадлежащее оформление документации в области охраны труда или полное их отсутствие, неосведомленность работников с внутренними распорядками по технике безопасности, необоснованная отмена компенсаций и льгот, а также несвоевременное проведение специальной оценки условий труда (Спецоценка – СОУТ, – ред.), что является обязательной процедурой трудового законодательства. По ТК РФ работодатель обязан обеспечить надлежащие условия труда своим работникам и проводить периодические организационные мероприятия по ОТ. Спецоценка – одно из основных мероприятий, которое проводится один раз в пятилетие и является подтверждением соответствия созданных условий труда на местах сотрудников. Без результатов спецоценки работнику не назначить ни компенсации, ни медосмотры, не установить необходимый регламент рабочего времени, в ряде случаев даже не выйти на льготную трудовую пенсию. Все сводится к обязательному наличию документов СОУТ.
Объектом спецоценки является рабочее место сотрудника той или иной профессии, должности. В школах это рабочие места учителей, директора, повара, медицинской сестры, водителя и т.д. Ни одну из профессий нельзя объединить под одно единое рабочее место, т.к. каждая имеет свой должностной функционал, а соответственно и набор факторов, влияющих на него в процессе работы. С помощью СОУТ можно определить степень влияния данных факторов: к примеру, проверить находится ли освещенность на рабочем месте в допустимых нормах или нет, какова тяжесть и напряженность трудового процесса, не превышены ли параметры шума и др. Иными словами, можно выявить все несоответствия на рабочих местах и привести в надлежащий вид. Для этого используются комплексные исследования с привлечением специально обученных экспертов аккредитованных организаций по СОУТ.
До начала исследования в школе формируется комиссия, планируются примерные сроки проведения этапов работ, затем утверждается перечень рабочих мест (Перечень, – ред.). Кстати, о Перечне. Как показывает практика, самостоятельно комиссии его сложно определять. В большинстве случаев, в образовательных учреждениях отдельные ответственные единицы, отвечающие за ОТ, в штат не вводятся и эти обязанности, как правило, делегируются, на главных бухгалтеров, специалистов по кадрам, что не совсем правильно. Поэтому, возможно, второй по популярности вопрос сегодня после необходимости проведения СОУТ: «Где найти перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ в школе?». В то время как ответ на него содержится в штатном расписании. Соответственно, оценка проводится на всех местах сотрудников, которые вступили с работодателем в официальные трудовые отношения.
После проведения исследований на местах, расчетах и установлении классов условий труда, назначения всех необходимых льгот и гарантий, оформляется отчетный пакет документов. С его результатами затем знакомятся члены комиссии и работники. Бывают и несогласия с итогами процедуры, но в этом случае решить споры сможет экспертиза, которая осуществляется в Роструде. Единственное, что сегодня услуга оказывается платно, и платить за нее придется «несогласившейся» стороне.
Таким образом, спецоценка необходима в учреждениях образования. Ведь в образовательной деятельности есть свой характер работы. Причем довольно непростой. Если бы это было нет так, учителям бы не давали льготный стаж работы, они бы не были обязаны проходить ежегодные медицинские осмотры, многим бы не выделялись компенсации за вредные условия труда.
Добавить комментарий