Можно ли подстраивать требования стандарта ISO 9001 под существующую в компании систему менеджмента качества?
Не можно, а нужно. Только тогда система менеджмента качества (СМК, – ред.) органично вплетется в общую систему управления компании и улучшит работу. Некоторые организации совершают ошибку, создавая искусственные процессы из стандарта ISO 9001 поверх уже существующих процессов. Некоторые идут в этом так далеко, что создают, к примеру, бизнес-процесс анализа со стороны руководства, который так и называют «Анализ со стороны руководства», в то время как у них уже есть регулярно проводимая встреча начальников для обсуждения проблем качества. Ничего кроме дублирования, параллелизма и избыточной документации из этого не получается. А отсюда прямая дорога к очередной неэффективной СМК, которая очень скоро после появления отомрет сама собой. На самом деле внедрение стандарта ISO 9001 – это не создание некой конструкции на пустыре взамен или поверх существующих процессов – это скорее тонкая настройка того, что у вас есть. Есть цифры, что на среднем российском предприятии уже существует от 50 до 70% процессов, которые требуется внедрить по стандарту ISO 9001. Таким образом, требуется лишь подравнять их по требованиям международного стандарта, где существуют несоответствия. Создать с нуля нужно лишь очень небольшое число процессов.
Напомним, в связи с интерпретацией требований ISO 9001 под конкретную ситуацию, большое значение имеет вопрос исключений из стандарта. Да, действительно, разработчики ISO 9001 предусмотрели возможность не применять некоторые требования. Речь идет о том, что если предприятие может обосновать, почему положения пункта, например, о жизненном цикле к ним неприменимы, то такие требования можно не применять.
Добавить комментарий