Куда ведет эволюция ISO 9001?
Грядущий выход новой редакции ISO 9001, запланированный на 2015 год – это хороший повод еще раз задаться вопросом о том, куда может завести эволюция этого стандарта. Вопрос этот тем более интересен, что, если судить по доступному сейчас черновику, он сильно изменился и вобрал в себя многие «мэйнстримные» направления в менеджменте: риск-менеджмент, управление знаниями, менеджмент изменений, стратегический менеджмент и так далее. Можно ли предсказать, что оставит на нем след при следующих редакциях? Майк Джеймс (Mike James, – ред.) в своей статье «Будущее ISO 9001» (The Future of ISO 9001, – ред.) прогнозирует дальнейшее усиление в ISO 9001 концепции риск-менеджмента. Свою точку зрения он обосновывает так: «сложно игнорировать тенденцию появления все новых отраслевых стандартов по системам менеджмента на основе ISO 9001 – их число приближается сейчас к сорока. Так как общая цель этих стандартов – предотвратить нежелательный сценарий развития событий, выглядит очень правдоподобным, что они и дальше будут развиваться в сторону управления рисками – коль дело в предотвращении». Еще один триггер, который может направить развитие ISO 9001 в строго определенном направлении – принципы менеджмента качества из TQM (Всеобщее управление качеством – Total Quality Management, – ред.). Именно восемь знаменитых принципов качества (но не только), легли в основу серии стандартов ISO 9000. Однако эти принципы не являются чем-то раз и навсегда данным. Они существуют в ипостаси нормативного документа Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.), который так и называется «Quality Management Principles» и могут подвергнуться редакции как всякий другой нормативный документ ISO. Если это произойдет, то, конечно, изменится и стандарт ISO 9001.
Дениз Робитейлл, специалист по качеству и участник встреч технического комитета №176 в своих статьях перечисляет темы, которые муссируются на заседаниях комитета в связи с подготовкой редакции ISO 9001:2015:
- риск-менеджмент;
- финансовые ресурсы организации;
- время и скорость выполнения операций,
- процессный менеджмент;
- управление знаниями;
- поддержка инфраструктуры;
- компетентность;
- управление жизненным циклом продукции и услуг;
- управление цепочками поставок;
- расширение концепции потребителя.
Д. Робитейлл тоже указывает на отраслевые стандарты на основе ISO 9001, как на важный фактор в его будущей эволюции. По ее словам, разработчики в этих стандартах должны пересматривать свои нормативные документы в случае изменения ISO 9001, если хотят сохранять их совместимость с «главным» нормативным документом по менеджменту качества. Поэтому, – заключает эксперт, – ISO 9001 не будет меняться резко и произвольно, от него слишком многое зависит. К тому же, – считает Дениз Робитейлл, – терминология ISO 9001 не должна отличаться от терминологии, используемой в отраслевых документах. Развитие отраслевых стандартов имеет и еще одно немаловажное последствие – разработчики ISO 9001 будут еще в большей степени придерживаться универсальности стандарта; будут избегать любой конкретной специфики, давая только самую обобщенную модель построения системы менеджмента качества так, чтобы она не вступала в конфликт с прочими стандартами.
Несомненно, что на эволюцию ISO 9001 окажут влияние такие важные факторы на современном рынке, как его глобализация и все больший аутсорсинг. Современные предприятия в погоне за экономией соревнуются в поиске наиболее удобных поставщиков и передаче им все большего количества процессов своей деятельности. Сама современная крупная компания оставляет за собой только ту деятельность, которая формирует ее конкурентные преимущества. Становясь одной из главных тенденций в развитии рынка, аутсорсинг все более усложняется, а это значит, что параграф ISO 9001, который посвящен этому вопросу придется расширять и добавлять туда новые термины и понятия – уже сейчас все гораздо сложнее, чем это представлено в действующей редакции стандарта. Глобализация, в свою очередь, связана с тем, что все большую значимость приобретают вопросы трансграничного и культурного взаимодействия, временных поясов, расстояний. Если ISO 9001 хочет оставаться актуальным документом, потребуется как-то отразить и эту проблематику также. Наконец, уже неоднократно поднимался вопрос интеграции в стандарт в каком-либо виде проблематики IT. Сейчас технологии передачи и обработки данных оказывают влияние на документооборот, проектное планирование, разработку продукции, прослеживаемость, коммуникацию и многие другие аспекты, которые затрагивает и ISO 9001. До сих пор наступление электронной эры игнорировалось в стандарте, но, опять же, если его разработчики хотят, чтобы он продолжал быть современным и востребованным, необходимо будет осветить и вопрос IT.
Еще одна важная сторона вопроса: гармонизация стандартов на системы менеджмента между собой. Уже введенная в ISO единая структура для них приводит к тому, что когда все стандарты будут в соответствии с ней переработаны, каждый из них будет содержать около 30% общего идентичного содержания. Но для безболезненной интеграции систем управления в будущем, потребуется еще большая близость и скорее всего это лишь вопрос времени, когда она станет реальностью.
Добавить комментарий