Куда ведет эволюция ISO 9001?

Грядущий выход новой редакции ISO 9001, запланированный на 2015 год – это хороший повод еще раз задаться вопросом о том, куда может завести эволюция этого стандарта. Вопрос этот тем более интересен, что, если судить по доступному сейчас черновику, он сильно изменился и вобрал в себя многие «мэйнстримные» направления в менеджменте: риск-менеджмент, управление знаниями, менеджмент изменений, стратегический менеджмент и так далее. Можно ли предсказать, что оставит на нем след при следующих редакциях? Майк Джеймс (Mike James, – ред.) в своей статье «Будущее ISO 9001» (The Future of ISO 9001, – ред.) прогнозирует дальнейшее усиление в ISO 9001 концепции риск-менеджмента. Свою точку зрения он обосновывает так: «сложно игнорировать тенденцию появления все новых отраслевых стандартов по системам менеджмента на основе ISO 9001 – их число приближается сейчас к сорока. Так как общая цель этих стандартов – предотвратить нежелательный сценарий развития событий, выглядит очень правдоподобным, что они и дальше будут развиваться в сторону управления рисками – коль дело в предотвращении». Еще один триггер, который может направить развитие ISO 9001 в строго определенном направлении – принципы менеджмента качества из TQM (Всеобщее управление качеством – Total Quality Management, – ред.). Именно восемь знаменитых принципов качества (но не только), легли в основу серии стандартов ISO 9000. Однако эти принципы не являются чем-то раз и навсегда данным. Они существуют в ипостаси нормативного документа Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.), который так и называется «Quality Management Principles» и могут подвергнуться редакции как всякий другой нормативный документ ISO. Если это произойдет, то, конечно, изменится и стандарт ISO 9001.

Дениз Робитейлл, специалист по качеству и участник встреч технического комитета №176 в своих статьях перечисляет темы, которые муссируются на заседаниях комитета в связи с подготовкой редакции ISO 9001:2015:

  • риск-менеджмент;
  • финансовые ресурсы организации;
  • время и скорость выполнения операций,
  • процессный менеджмент;
  • управление знаниями;
  • поддержка инфраструктуры;
  • компетентность;
  • управление жизненным циклом продукции и услуг;
  • управление цепочками поставок;
  • расширение концепции потребителя.

Д. Робитейлл тоже указывает на отраслевые стандарты на основе ISO 9001, как на важный фактор в его будущей эволюции. По ее словам, разработчики в этих стандартах должны пересматривать свои нормативные документы в случае изменения ISO 9001, если хотят сохранять их совместимость с «главным» нормативным документом по менеджменту качества. Поэтому, – заключает эксперт, – ISO 9001 не будет меняться резко и произвольно, от него слишком многое зависит. К тому же, – считает Дениз Робитейлл, – терминология ISO 9001 не должна отличаться от терминологии, используемой в отраслевых документах. Развитие отраслевых стандартов имеет и еще одно немаловажное последствие – разработчики ISO 9001 будут еще в большей степени придерживаться универсальности стандарта; будут избегать любой конкретной специфики, давая только самую обобщенную модель построения системы менеджмента качества так, чтобы она не вступала в конфликт с прочими стандартами.

Несомненно, что на эволюцию ISO 9001 окажут влияние такие важные факторы на современном рынке, как его глобализация и все больший аутсорсинг. Современные предприятия в погоне за экономией соревнуются в поиске наиболее удобных поставщиков и передаче им все большего количества процессов своей деятельности. Сама современная крупная компания оставляет за собой только ту деятельность, которая формирует ее конкурентные преимущества. Становясь одной из главных тенденций в развитии рынка, аутсорсинг все более усложняется, а это значит, что параграф ISO 9001, который посвящен этому вопросу придется расширять и добавлять туда новые термины и понятия – уже сейчас все гораздо сложнее, чем это представлено в действующей редакции стандарта. Глобализация, в свою очередь, связана с тем, что все большую значимость приобретают вопросы трансграничного и культурного взаимодействия, временных поясов, расстояний. Если ISO 9001 хочет оставаться актуальным документом, потребуется как-то отразить и эту проблематику также. Наконец, уже неоднократно поднимался вопрос интеграции в стандарт в каком-либо виде проблематики IT. Сейчас технологии передачи и обработки данных оказывают влияние на документооборот, проектное планирование, разработку продукции, прослеживаемость, коммуникацию и многие другие аспекты, которые затрагивает и ISO 9001. До сих пор наступление электронной эры игнорировалось в стандарте, но, опять же, если его разработчики хотят, чтобы он продолжал быть современным и востребованным, необходимо будет осветить и вопрос IT.

Еще одна важная сторона вопроса: гармонизация стандартов на системы менеджмента между собой. Уже введенная в ISO единая структура для них приводит к тому, что когда все стандарты будут в соответствии с ней переработаны, каждый из них будет содержать около 30% общего идентичного содержания. Но для безболезненной интеграции систем управления в будущем, потребуется еще большая близость и скорее всего это лишь вопрос времени, когда она станет реальностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: