Кто должен изучать в компании ISO 9001:2015?

Менталитет руководства многих российских компаний таков, что задачу изучить и внедрить ISO 9001:2015 зачастую поручают одному человеку. Кто будет этот крайний: директор, менеджер по качеству или представитель высшего руководства не так важно – проект все равно обречен. Несчастный ходит за прочими руководителями и пытается привлечь их к работе, так как это необходимо по стандарту, а те всячески увиливают и показывают вид занятых людей, которых отвлекают какой-то «ерундистикой». Внедрить так систему менеджмента качества (СМК, – ред.), конечно же, невозможно. Если компания избрала именно такой подход, то, понятно, что никто кроме «жертвы» стандарт не изучает. Для полноценного внедрения все сотрудники, деятельность которых вошла в область применения СМК должны в той или иной степени владеть ISO 9001:2015 и различными аспектами, связанными с системой. В какой? Это уже вопрос целесообразности, о чем мы поговорим ниже.

Пройти обучение по стандарту и понимать его должен представитель высшего руководства, который направляет проект внедрения ISO 9001:2015. Даже если организация приняла решение пользоваться услугами консультантов по управлению качеством – привлеченный специалист не примет ключевых решений за руководство компании. Отметим, что «Представитель высшего руководства» по работе с СМК не требуется по новой версии стандарта 2015 года, но из стандарта, по сути, исчез только термин «представитель руководства», ведь лидерство в проекте СМК остается за менеджментом, а конкретная форма, в которую выльется это лидерство обычно все равно подразумевает выделение из состава руководства одного человека для управления системой. Суть исчезновения этой формулировки – «представитель высшего руководства», заключается в том, что теперь предприятие может попробовать решить проблему как-либо иначе, по-другому решить задачу, и это не будет несоответствием. Тот или те, кто инициируют и контролируют работу над созданием СМК в организации должны владеть информацией об уровне компетентности сотрудников и разграничении ответственности, так как это необходимо для эффективного формирования рабочей группы по внедрению системы.

Из достаточно авторитетных руководителей и сотрудников с наиболее важной для СМК ролью или сферой компетенции формируется на следующем этапе рабочая группа, которая воплотит в жизнь внедрение ISO 9001:2015. Эти люди будут помогать высшему руководству формулировать и документировать цели и политику в области качества, собирать существующую в организации нормативную документацию, изучать и картировать всю деятельность предприятия, охваченную системой. По этой причине данные специалисты должны владеть стандартом ISO 9001:2015 полностью и понимать, каким образом оказывают влияние друг на друга требования в разных разделах стандарта. Обычно какое-то обучение может предоставить рабочей группе по внедрению наемный консультант, однако консультант – «универсальный солдат» – частенько одного этого специалиста недостаточно и требуется также пройти обучение в специализированных учебных центрах или вызвать их лекторов и методистов к себе.

Менеджеры среднего звена, не участвующие в проекте создания СМК, так или иначе, будут с ней работать в процессе. По этой причине им нужно владеть не только имеющими к ним непосредственное отношение положениями ISO 9001:2015, но и быть знакомыми с другими параграфами, пусть даже поверхностно. Для целей СМК подобный персонал обязан разбираться во внешней по отношению к системе документации и быть способным быстро ориентироваться в СМК, то есть без затруднений находить определенные документы и из процедуры управления документацией понимать, как они связаны друг с другом. Дело в том, что именно средний управленческий персонал находится под ударом во время сертификационных аудитов. Внешний проверяющий приходит в отдел с вопросником и задает руководителю вопросы, которые должны установить соответствие его участка работы требованиям стандарта. Важнее всего для аудитора при этом не то, помнит ли менеджер все, что имеет отношение к системе, а ориентируется ли он в ней и может ли использовать документацию в практической деятельности.

Наконец рядовые исполнители при использовании процессного подхода должны понимать свой процесс и связи со смежными процессами. Поэтому, например, рабочие, должны знать «свои» разделы стандарта, ну и разбираться в статистических методах контроля качества, уметь вести записи и формы, которые существуют в системе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: