Кому нужна добровольная сертификация?

Сертификация бывает обязательная и добровольная. Добровольная форма характеризуется тем, что проводится по инициативе организации-претендента на сертификат при минимальном вмешательстве государства. Может проводиться партнером по сделке, органом по сертификации, даже самим предприятием. В ряде стран, как, например, в Китае, существуют государственные органы по сертификации, которые предлагают коммерческие услуги в сфере добровольной оценки соответствия. В России этого нет. Кому же нужна добровольная сертификация, если, по распространенной среди маркетологов точке зрения, сам сертификат или маркировочный знак привлекают не слишком-то большое внимание рядового клиента. На самом деле, это не совсем соответствует действительности. Разные исследования, из числа проводившихся на сей счет, демонстрируют разные результаты. 42% все-таки обращают внимание на маркировочные знаки, говорится в отчете по результатам одного из недавних опросов. Потом, есть немало других преимуществ.

Добровольная сертификация нужна экспортерам и импортерам. Компания, реализующая продукцию на месте, часто предъявляет требования по добровольной сертификации к поставщику из-за рубежа, чтобы убедиться в качестве ввозимого товара. Поставщик, со своей стороны, активно работая с добровольной сертификацией, получает некоторое «информационное» преимущество перед заказчиком. При межгосударственной торговле заказчик не всегда может трезво оценивать различные детали, связанные с сертификацией партнера, ведь она проведена в частном органе по сертификации за рубежом и при этом применялись методы и практики страны-источника товара. Сравнивая добровольную и обязательную сертификацию в этом аспекте, эксперты говорят об обязательной, как о «громкой» сертификации, подчеркивая, что в ее строгих процедурах меньше пространства для маневра поставщика.

Добровольная сертификация нужна средним и мелким предприятиям, работающим на внутренний национальный рынок. Некоторые специалисты в области международной стандартизации, указывая на повальный рост количества выданных сертификатов качества, экологической безопасности и документов о соответствии другим распространенным стандартам, пророчат эру «гонки» сертификатов. Обостряющаяся конкуренция оставит место под солнцем только тем, кто систематически внедряет стандарты и сообщает клиентам и партнерам об этом. Естественно, в преимущественном положении окажутся те, кто наладил эту работу. Все это, не говоря уже о том, что наличие добровольного сертификата могут выставлять в качестве требования при проведении тендеров, конкурсов качества, при вступлении в СРО.

Вопрос о СРО (саморегулируемые организации бизнеса, – ред.) – камень преткновения для многих небольших фирм. Несмотря на то, что их развитие поощряется государством во многих сферах бизнеса и членство в нем сулит преимущественное перед аутсайдерами положение в смысле заказов, многие такие фирмы не торопятся стать его членами. Дело в том, что членские и вступительные взносы в такие структуры могут быть довольно значительными. Если предприятие выбрало стратегию неучастия в СРО, то сертификация становится еще нужнее, так как становится почти единственным способом подчеркнуть свое превосходство над организациями-членами СРО.

Добровольная сертификация, наконец, нужна государству (Подобнее о проблемах добровольной сертификации читайте здесь, – ред.), так как при современном уровне развития технологий оно просто не в состоянии держать значительную рыночную область в системе обязательной сертификации. Уследить за быстро меняющимися в той или иной сфере обстоятельствами тяжеловесный чиновничий аппарат не в состоянии, а проволочки превращаются в ощутимый нетарифный барьер для своих и иностранных предпринимателей. При этом, можно не опасаться существенного снижения качества продукции, так как более серьезные наказания за обнаруженные проблемы с качеством могут удержать горячие головы от опрометчивых поступков. Нельзя забывать и о рядовых потребителях. Они вместе с государством выигрывают от расширения сферы применения добровольной сертификации. Изначально, сертификация – это помощь потребителю в компетентной оценке качества товара. Как клиент может быть уверен в том, что платит деньги за стоящее изделие, если до покупки он не может ни вскрыть пачку, ни профессионально проанализировать ее содержимое. Добровольная сертификация, в силу своей рыночной природы, может, не сковывая бизнес, контролировать существенно более широкие области производства товаров и услуг, чем обязательная: здесь и управление качеством, и менеджмент, и экологичность производства. В общем, от добровольной сертификации выигрывает стороны, находящиеся по разные стороны прилавка, что случается нечасто.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: