Кому нужна добровольная сертификация?
Сертификация бывает обязательная и добровольная. Добровольная форма характеризуется тем, что проводится по инициативе организации-претендента на сертификат при минимальном вмешательстве государства. Может проводиться партнером по сделке, органом по сертификации, даже самим предприятием. В ряде стран, как, например, в Китае, существуют государственные органы по сертификации, которые предлагают коммерческие услуги в сфере добровольной оценки соответствия. В России этого нет. Кому же нужна добровольная сертификация, если, по распространенной среди маркетологов точке зрения, сам сертификат или маркировочный знак привлекают не слишком-то большое внимание рядового клиента. На самом деле, это не совсем соответствует действительности. Разные исследования, из числа проводившихся на сей счет, демонстрируют разные результаты. 42% все-таки обращают внимание на маркировочные знаки, говорится в отчете по результатам одного из недавних опросов. Потом, есть немало других преимуществ.
Добровольная сертификация нужна экспортерам и импортерам. Компания, реализующая продукцию на месте, часто предъявляет требования по добровольной сертификации к поставщику из-за рубежа, чтобы убедиться в качестве ввозимого товара. Поставщик, со своей стороны, активно работая с добровольной сертификацией, получает некоторое «информационное» преимущество перед заказчиком. При межгосударственной торговле заказчик не всегда может трезво оценивать различные детали, связанные с сертификацией партнера, ведь она проведена в частном органе по сертификации за рубежом и при этом применялись методы и практики страны-источника товара. Сравнивая добровольную и обязательную сертификацию в этом аспекте, эксперты говорят об обязательной, как о «громкой» сертификации, подчеркивая, что в ее строгих процедурах меньше пространства для маневра поставщика.
Добровольная сертификация нужна средним и мелким предприятиям, работающим на внутренний национальный рынок. Некоторые специалисты в области международной стандартизации, указывая на повальный рост количества выданных сертификатов качества, экологической безопасности и документов о соответствии другим распространенным стандартам, пророчат эру «гонки» сертификатов. Обостряющаяся конкуренция оставит место под солнцем только тем, кто систематически внедряет стандарты и сообщает клиентам и партнерам об этом. Естественно, в преимущественном положении окажутся те, кто наладил эту работу. Все это, не говоря уже о том, что наличие добровольного сертификата могут выставлять в качестве требования при проведении тендеров, конкурсов качества, при вступлении в СРО.
Вопрос о СРО (саморегулируемые организации бизнеса, – ред.) – камень преткновения для многих небольших фирм. Несмотря на то, что их развитие поощряется государством во многих сферах бизнеса и членство в нем сулит преимущественное перед аутсайдерами положение в смысле заказов, многие такие фирмы не торопятся стать его членами. Дело в том, что членские и вступительные взносы в такие структуры могут быть довольно значительными. Если предприятие выбрало стратегию неучастия в СРО, то сертификация становится еще нужнее, так как становится почти единственным способом подчеркнуть свое превосходство над организациями-членами СРО.
Добровольная сертификация, наконец, нужна государству (Подобнее о проблемах добровольной сертификации читайте здесь, – ред.), так как при современном уровне развития технологий оно просто не в состоянии держать значительную рыночную область в системе обязательной сертификации. Уследить за быстро меняющимися в той или иной сфере обстоятельствами тяжеловесный чиновничий аппарат не в состоянии, а проволочки превращаются в ощутимый нетарифный барьер для своих и иностранных предпринимателей. При этом, можно не опасаться существенного снижения качества продукции, так как более серьезные наказания за обнаруженные проблемы с качеством могут удержать горячие головы от опрометчивых поступков. Нельзя забывать и о рядовых потребителях. Они вместе с государством выигрывают от расширения сферы применения добровольной сертификации. Изначально, сертификация – это помощь потребителю в компетентной оценке качества товара. Как клиент может быть уверен в том, что платит деньги за стоящее изделие, если до покупки он не может ни вскрыть пачку, ни профессионально проанализировать ее содержимое. Добровольная сертификация, в силу своей рыночной природы, может, не сковывая бизнес, контролировать существенно более широкие области производства товаров и услуг, чем обязательная: здесь и управление качеством, и менеджмент, и экологичность производства. В общем, от добровольной сертификации выигрывает стороны, находящиеся по разные стороны прилавка, что случается нечасто.
Добавить комментарий