Какие требования к обучению персонала предъявляет ISO 9001?

Вопрос затронут в подразделе 6.2.2 стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Здесь написано, что внедряя систему управления качеством (СМК, – ред.) организация должна определить необходимую компетентность персонала, обеспечить его подготовку, дать сотрудникам полное представление о важности работы с качеством, поддерживать в рабочем состоянии документирование обучающих программ, уделять внимание оценке результативности принимаемых мер. Что это значит? Прежде всего, обучение в связи с СМК должны проходить не только рядовые сотрудники, но и менеджеры среднего звена, высшие руководители. Содержание изучаемого материала будет, естественно, разным. Тренинги с самыми высокопоставленными сотрудниками должны быть направлены на осознание своей роли в рамках ISO 9001 и понимание преимуществ, которые заложены в этот норматив. Они должны ясно себе представлять общее взаимодействие процессов в СМК. Средний руководящий состав должен в подробностях разбираться в положениях стандарта, понимать значение процессного подхода, научиться проводить мониторинг работы в области качества на предприятии. В курс подготовки исполнителей входят прикладные навыки работы, которые требует иметь стандарт ISO 9001, а также понимание чаяний клиентов. Качество подготовки сотрудников в рамках внедрения СМК можно проверить во время внутренних аудитов.

Обучение сотрудников при создании в компании системы менеджмента качества может строиться по ряду опробованных технологий. Часть высшего руководящего состава предприятия обучают приглашенные специалисты консалтинговых структур, после чего получившие подготовку передают знания тем, кто в занятиях не участвовал. Тренинги проводятся в самой компании, то есть, без отрыва от работы. Иногда обучение может происходить на территории консалтинговой организации или даже в рекреационных зонах за городом. Еще один вариант: разделение сотрудников, отправленных на обучение, на две группы. Одни получают знания с отрывом от производства, на нейтральной территории, вторая часть также учится, но, не покидая рабочего места. Затем получившие разный опыт представители компании обмениваются навыками и теорией по ходу функционирования системы управления качеством.

Основных проблем, которые могут возникнуть при обучении персонала в процессе работы с ISO 9001 может быть две. Порой бывает сложно обеспечить посещаемость тренингов высшими руководителями, которые ссылаются на нехватку времени. У консультанта, проводящего занятия – нет иного средства давления на влиятельных менеджеров, как только обратиться к самому главному руководителю. Но, даже это не всегда дает свои плоды… Обучение требует полного или хотя бы частичного отрыва от производства. Сотрудников, которые оказывают большое влияние на процесс производства товаров или услуг, всегда неохотно отпускают. В этом корень еще одной возможной трудности. Иногда обучаться отправляют ту часть персонала, отсутствие, а значит и значимость которого в организации – не критичны. Это приводит к тому, что основной груз операций СМК ложится вовсе не на тех, кто прошел обучение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: