Какая разница между корпоративной культурой и бизнес-лидерством?
Источник: компания «Bizmanualz». Это компания, располагающаяся в городе Сент-Луис, штат Миссури, США. Организация имеет членство в американской организации ASQ (American Society for Quality, — ред.), ставящей своей задачей продвижение современных методов качества в мире. Автор исходного материала на английском языке – Крис Андерсон.
Корпоративная культура и бизнес-лидерство
Понятие бизнес-лидерства объемлет и инновационный менеджмент тоже. И если мы будем говорить об инновационном лидерстве, то не затронуть проблему корпоративной культуры не реально. Но тут проблема, дело в том, что бизнес-лидерство и корпоративную культуру частенько упоминают в связке и считают двумя сторонами одной медали. Но понятия нужно разграничивать, так, какова же разница? Культура организации дает понятие о поведении ее членов. Практически весь объем понятия корпоративной культуры раскрывается через характеристику «свод правил». Также сюда стоит отнести ожидания. Правила и ожидания позволяют нам ориентироваться в определенной социальной среде. Все это особенно верно, когда речь заходит о поведении на рабочем месте.
Бизнес-лидеры не должны насаждать корпоративную культуру диктатом
Прямым следствием ситуации, когда путают корпоративную культуру и бизнес-лидерство является убеждение у иных руководителей, что культура компании спускается сотрудникам сверху. Культуру навязать другим людям у вас не больше шансов, чем заставить их испытывать нужные вам чувства. Но это не значит, что руководитель в формировании этой культуры не может сыграть роли. Да, вы не можете заставить чувствовать, но ваш собственный пример, конечно, может повлиять на мнение подчиненных. Вдобавок, важно не упустить тот факт, что как в государстве существует общая культура и субкультуры (например, религиозно обусловленные), так ответвления от основной культуры есть и в любой компании. Даже руководители отделов влияют на складывание культуры.
В формировании корпоративной культуры огромную роль играют два ключевых фактора: во-первых, ценности, которые формируются при участии топ-менеджмента, должны восприниматься всеми сотрудниками как по-настоящему важные. Во-вторых, никто не должен считать их фальшивыми, люди должны искренне в них верить. Лидеры компании не могут просто сказать персоналу, что тот или иной принцип «с сегодняшнего дня» нужно считать важным или такое-то утверждение – правда, потому что мы так сказали. Участники работы должны принять общую культуру самостоятельно, видя, что на самом деле происходит в компании. Слова без дела ничего не значат.
Руководство задает тон
Одним из способов, при помощи которых лидер может продвигать продуктивную корпоративную культуру в компании является установление приоритетов, общих для всех членов коллектива. Все должны признавать их важными для успеха компании. Помните, руководители устанавливают приоритеты тем, что уделяют им большее внимание, и все это видят, и тем, что выделяют ресурсы. Сотрудники сами поймут, что клиентское обслуживание – настоящий приоритет, если отдел, который этим занимается, будет сформирован из хороших специалистов, снабжен всем необходимым для эффективной деятельности, обучен и впереди у него ясные цели и направление развития.
С другой стороны, представьте себе ситуацию, что менеджеры говорят: о-о-о, работа с клиентами очень важна, но сотрудники не имеют всего, что им нужно для работы, потому что декларируемая важность отменяет для начальников соображений экономии ресурсов. И весь персонал примет эту культуру. Все будут действовать исходя из того, что важнее не потратить лишних ресурсов. Это, а не клиентское обслуживание встанет во главе угла. Рядовым работникам будет казаться, что организация, где они трудятся – лицемерна и лжива, а может быть, некомпетентна. Как вы думаете, как это повлияет на их работу и их поступки?
Два навыка, которые, по нашему мнению, наиболее важны в руководителях – это способность проявлять психологическую чуткость и организаторские способности. Это рассуждение отлично вяжется с тем, о чем мы только что говорили в связи с корпоративной культурой. Наш пример отдела клиентского обслуживания наглядно демонстрирует, что то, как лидеры компании построят работу – скажется на ее культуре. Но свою роль сыграет, разумеется, и то, как руководители умеют понимать потребности отдельных сотрудников и важность каждого из них для общего дела.
Бесспорно, тема слишком сложна и обширна, чтобы раскладывать ее в деталях в данном материале. Но общее представление о том, как лидер влияет на формирование корпоративной культуры он, думается, предоставляет. Все это также связано с более обширной тематикой инновационного лидерства. Если честный руководитель выстраивает культуру компании вокруг правды, инновационный лидер продвигает культуру инноваций.
Инновационное лидерство открыто изменениям
Лидеры-новаторы – это, прежде всего, руководители, признающие неотвратимость постоянных изменений в бизнесе. Пойдя на этот шаг, они на постоянной основе и без препон внедряют новые и лучшие методики в работу, что отразится на сотрудниках и культуре коллектива. Воспитанные энергией изменений люди поверят в инновации и то, что они несут выгоду всем и каждому. Не секрет, что во многих компаниях боятся изменений, так как предыдущий опыт научил персонал таких бизнес-структур, что, когда приходят реформы, они теряют влияние, могут даже исчезать рабочие места.
В современной деловой среде быть быстрым и гибким очень важно, а в будущем станет еще важнее. Какие компании выживут в объективных условиях новой экономики? Консервативные, где все боятся сделать хоть один шаг по-новому или инновационные? Мы все знаем правильный ответ. Вопрос не в этом, а в том, какую компанию выковывает ваш нынешний стиль руководства?
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий