Как внедрить СМК по стандарту ISO 9001?

Выражение «менеджмент качества» вызывает у новичков в этой области приблизительные, но близкие к истине ассоциации. Хотя и тут может быть путаница с контролем качества. На самом деле, если контроль лишь пассивно проверяет на соответствие нормативам уже готовую продукцию, то большинство инструментов, с которыми работает менеджмент качества, направлены не на обнаружение брака, а на его предупреждение. Известно: болезнь проще предотвратить, чем лечить. Суть понятия «система менеджмента качества» (СМК, — ред.) составляет для многих людей большую трудность. Когда мы говорим об СМК, речь идет об управляемом комплексе методов, инструментов, практик, которые позволяют поддерживать качество продукции или услуг на предприятии и систематически его улучшать. Существует достаточно много стандартов, по которым можно внедрять СМК, там нет инструкции, как это делать, а только требования, которым на выходе должна соответствовать получившаяся система. ISO 9001 – наиболее популярный и востребованный стандарт на СМК в мире, свое положение он завоевал благодаря универсальности – подходит для работы в организации с любой специализацией, кроме того, он опубликован крупнейшей в мире Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.), что тоже не может не отражаться на том, что столь широкое распространение получил именно этот стандарт. Внедрить систему менеджмента качества – значит, в определенной последовательности построить ее элементы, опираясь на требования стандарта и обеспечить постоянное функционирование получившегося механизма. Еще важно не путать сертификацию и внедрение стандарта. Сертификация сводится к тому, что независимой оценке подвергается уже внедренная вами СМК. Это дает основание для выдачи документа о соответствии.

Итак, внедряя стандарт, нужно создать элементы СМК, которые будут отвечать требованиям. Однако в какой последовательности их выстраивать и о каких элементах идет речь? Про то, что при работе с ISO 9001 нужно будет завести множество видов документов, назначить ответственных за их ведение, актуализировать и изымать из обращения по мере надобности, слышали многие. Но документацией СМК не исчерпывается. Нужно выработать процедуры мониторинга ситуации с удовлетворенностью потребителей и состоянием самой системы менеджмента качества, затем понадобятся процессы систематического рассмотрения высшим руководством результатов мониторинга, по результатам чего руководители смогут предпринимать корректирующие и предупреждающие действия. Эти два инструмента и нужны, чтобы система не только сохранялась, но и развивалась. Чтобы была отлажена система управления документами (как, с помощью чего они управляют, кто несет ответственность, — ред.), чтобы у сотрудников постоянно были актуальные версии документов, а старые документы были всегда доступны. Помимо мониторинга информация к руководителям поступает еще и от внутренних аудиторов – соответствующим образом обученных сотрудников предприятия, которые осуществляют внутренние проверки СМК предприятия. Вот неполный список того, что должно эффективно работать и слаженно взаимодействовать.

Порядок введения в строй элементов СМК или, что – то же самое, порядок выполнения параграфов стандарта ISO 9001, зависит от конкретного метода. Их существует много, по сути, любая консалтинговая компания, предоставляющая помощь во внедрении системы имеет свои собственные приемы и своеобразие в практической работе. Есть предприятия, которые работают с ISO 9001 без помощи консультантов и у них складываются свои методы внедрения. Достаточно распространенным подходом к внедрению ISO 9001 является просто последовательное выполнение требований параграфов стандарта в той последовательности, в которой они следуют в тексте. Требования сосредоточены в параграфах с №4 по №8. Это достаточно логичный вариант, так как ISO 9001 излагает их по модели: от общего к частному. Параграф №4 является во многом обобщением, всего, что последует далее и содержит наиболее общие положения. Есть методы, где сначала внедряется параграф №8. У этого есть свои преимущества, так как именно этот параграф затрагивает вопросы внутренних аудитов, а запуск внутренних аудитов будет давать информацию о функционировании системы еще когда она только создается. В соответствии с прочими методами внедрения ISO 9001 часто даже не обязательно выбирать какую-то строгую последовательность имплементации стандарта, некоторые параграфы внедряют одновременно, например, достаточно часто с параграфов №8 и №5 работают одновременно. Некоторые консалтинговые компании в сфере СМК, внедряют все параграфы одновременно. Сфера менеджмента качества богата различными возможностями и самое сложное для предпринимателя, который входит в этот мир – это выбор. Это касается выбора методики внедрения, но встанет предостаточно других вопросов: как выбрать консультанта по внедрению, как выбрать орган по сертификации, кого назначить руководителем проекта, на какие процессы распространить действие системы. Голова идет кругом. Главное, помнить о своих приоритетах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: