Как соответствовать обновленным требованиям к лидерству, которые предъявляет ISO 9001:2015?

Источник: автором статьи является Марк Хаммар, сертифицированный в ASQ (Американское общество качества – American Society for Quality, – ред.) менеджер по качеству и деловому совершенству. В сфере качества Марк работает с 1994 года. Автор статьи имеет практический опыт в области аудита, улучшения процессов, подготовки процедур для систем качества (СМК, – ред.) и систем экологического менеджмента (СЭМ, – ред.). Также Марк Хаммар – сертифицированный ведущий аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100 и ISO 14001.

В действительности, многие требования, которые мы видим в проекте редакции ISO 9001 2015 года, не представляют собой ничего нового. ISO 9001 всегда признавал важность лидерства топ-менеджмента во внедрении и поддержании работы СМК (Система менеджмента качества, – ред.) одним из семи Принципов менеджмента качества (существуют в виде отдельного норм. документа Международной организации по стандартизации, – ред.), а эти принципы составляют фундамент самого стандарта (узнайте больше в материале «Редакция ISO 9001:2015»). Постоянная поддержка высшего руководства крайне важна, поскольку без нее можно не сомневаться, что проект внедрения ISO 9001 сразу же натолкнется на проблемы. Если топ-менеджмент не с вами, то ваша СМК – в опасности. Если вы хотите узнать больше о Принципах менеджмента качества (Quality management principles, – ред.), на которых основан ISO 9001, читайте нашу статью «Семь Принципов менеджмента качества, воплощенных в требования ISO 9001».

Каковы требования к лидерству в проекте редакции стандарта ISO 9001:2015?

Параграф №5 нового стандарта полностью посвящен лидерству. Большая часть требований очень близка по содержанию к требованиям раздела «Ответственность руководства» ISO 9001:2008. Первый подраздел Параграфа №5 посвящен методам, с использованием которых руководство может продемонстрировать лидерство и приверженность применительно к СМК, там говорится, что топ-менеджмент должен взять на себя ответственность за эффективность СМК, гарантировать доступность необходимых ресурсов для проекта, продвигать постоянные улучшения в работе, убедиться, что подготовлены и приняты Политика и Цели в области качества, и они корреспондируются со стратегическими целями и задачами организации. Другие три подпункта параграфа покрывают проблематику ориентации на требования потребителя (customer focus, – ред.), требования к Политике в области качества, организационные роли, ответственность, полномочия. Все эти требования имеют аналоги в ISO 9001:2008, но содержат небольшие поправки. Очень важная роль высшего руководства в обеспечении эффективности, пригодности и практичности СМК нисколько не умалена в ISO 9001:2015. С другой стороны, из положений ISO 9001 в новой редакции пропало требование о назначении представителя высшего руководства в СМК. Более развернутые комментарии относительно исчезновения из ISO 9001 представителя руководства можно получить в нашем материале «Какова судьба представителя высшего руководства в новом ISO 9001:2015?».

Как можно выполнить требования?

Как я уже замечал, все требования, с которыми мы имеем дело в ISO 9001:2015 очень похожи на то, что уже было в ISO 9001:2008, так что большие реформы в том, как топ-менеджмент в вашей структуре вовлечен в функционирование системы менеджмента качества – не понадобятся. Перечислим же некоторые аспекты, которые важно продемонстрировать, чтобы была уверенность в приверженности руководства СМК:

  • эффективность СМК измеряется, менеджмент привлечен к процессу оценки;
  • Политика в области качества и Цели соответствуют линии менеджмента, доведены до сведения сотрудников и отслеживается их реализация;
  • СМК должна быть составной частью общей системы управления организацией, а не изолированным отдельным проектом;
  • менеджмент должен анализировать потребности СМК в ресурсах и покрывать их;
  • топ-менеджеры должны продвигать в организации постоянное улучшение и поддерживать его;
  • в компании должен использоваться какой-то метод, удостоверяющий, что требования клиентов, регуляторов и государства поняты и предприняты соответствующие действия по их учету в работе, причем персонал должен понимать, почему это важно;
  • существует ориентация на удовлетворение потребностей клиентов;
  • организационные роли, ответственность и полномочия распределены и поняты работниками, которых назначили, свою задачу должны понимать и люди, которые в компании оценивают других специалистов исходя из учрежденных организационных ролей.

Стоит подчеркнуть, что требования о наличии в СМК процессов анализа со стороны руководства все еще присутствуют в ISO 9001:2015. Поэтому такой важнейший инструмент обратной связи с руководством для поддержки эффективной СМК заслуживает внимания. Этот процесс по-прежнему играет ключевую роль в демонстрации участия руководства в постоянном улучшении работы.

Вовлечение топ-менеджмента – не факультативное требование

Время от времени мы повторяем – и это очень важно. Если вы хотите, чтобы проект внедрения ISO 9001 был успешен – он должен поддерживаться высшим руководством. Зачем тратить деньги и время на имплементацию ISO 9001, если другие приоритеты для вас существеннее, чем выгоды от системы менеджмента, когда ее поддерживают сверху? Если поддержки не будет, то СМК затеряется на фоне других соображений и преимущества постоянного улучшения работы и ориентации на потребителя, которые сулит система, будут потеряны. СМК, опирающаяся на топ-менеджмент, – успешная СМК.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: