Как реализовать компетентность и осведомленность из ISO 9001:2015?

Источник: настоящая статья принадлежит перу специалиста по качеству Джона Нолана. Джон работает приглашенным лектором в британском институте ILM (Institute of Leaders and Managers, – ред.), имеет аккредитацию на деятельность в сфере применения PRINCE 2 (стандарт в области управления проектами, – ред.) в области хранения данных и электроники. Дипломированный инженер, имеет 15-летний опыт работы в области создания и управления системами менеджмента качества (СМК, – ред.) в Великобритании. В частности, занимался созданием СМК в структурах местных органов власти.

Подраздел 7.2 и 7.3 стандарта ISO 9001:2015 посвящен обучению, компетентности, осведомленности. В редакции 2015 года термины и требования по этому вопросу не претерпели изменения по сравнению с предыдущей версией. Сама важность компетентности и осведомленности самоочевидна. Стоит лишь сказать, что не имеет значения, как хороши процессы и документация. Если люди просто не знают о существовании инструментов СМК (Система менеджмента качества, – ред.), то эффективной она не будет. Вопрос материалов для обучения по ISO 9001, как их подготовить, что они должны содержать, – все это мы рассматриваем в другой нашей статье. Сейчас, если только вы не против, сосредоточимся целиком на компетентности и осведомленности.

Компетентность и осведомленность: с чего начать

Не каждый человек в вашей компании обязан знать каждое положение стандарта ISO 9001, некоторые школы его внедрения даже основываются на том, что не каждый человек должен даже просто читать норматив. Что, касается меня, то я не согласен с подобными подходами. Когда я начинаю внедрение СМК в организации, я открываю процесс с обучения, на котором обычно прошу в конце всех прочитать ISO 9001. Конечно, где это применимо в силу размера организации. Затем мы собираем свидетельства того, что стандарт действительно все прочитали и поняли, чтобы сделать записи по качеству с результатами обучения.

В очень больших компаниях круг людей, которые читают стандарт, разумеется, сужается до размеров рабочей группы по внедрению ISO 9001. Мне кажется, что очень важно владеть требованиями в той степени, в которой это реализуемо. В конце концов, как можно надеяться добиться соответствия и действительной эффективности в использовании какого бы то ни было стандарта, если некоторые участники работы просто не знают, что требует стандарт. Если приходит новый сотрудник, то его тоже нужно ввести в курс дела. Предположим, мы добились первоначального соответствия требованиям по компетентности и осведомленности, но что дальше?

Компетентность и осведомленность: как поддерживать

Неважно, на каком этапе подготовки к сертификации ISO 9001 вы находитесь. А может, вы просто пытаетесь сохранить работоспособность вашей СМК, после успешно пройденного аудита. В любом случае, убедитесь что компетентность и осведомленность занимают место в первоочередной повестке дня. Не существует единственного верного рецепта, как в этом вопросе постоянно отвечать требованиям ISO 9001. Следующие способы могут подойти вашей компании:

  • создайте периодическую рассылку для информирования работников о важных для СМК аспектах по почте;
  • спросите ваших начальника производства и менеджера по качеству, можно ли выделить по пять минут в конце регулярных планерок персонала по качеству и производству, для доведения материалов об обновлениях в СМК;
  • составьте легко поданный опросник сотрудников, проверяющий их знания – планируйте график и содержание на базисе обнаруженных «разрывов» в системе;
  • можно посоветовать показывать на экранах компании в зоне ресепшена материалы об успехах компании в развитии системы по модели ISO;
  • необходимо убедиться, что руководители организации включены в коммуникацию по вопросам СМК, об этом подробнее можно почитать в нашей статье «Как соответствовать обновленным требованиям к лидерству в ISO 9001:2015»;
  • критически важно вести записи в форме матрицы обучения, чтобы иметь уверенность в том, что получение знаний для системы менеджмента качества покоится на стабильной основе.

Ваша способность отобрать необходимые меры, которые нужно предпринять, чтобы обеспечить компетентность и осведомленность на приемлемом уровне, будет зависеть от знания организации. И еще одно. В случае каких-либо изменений во внешних документах, влияющих на СМК, например, предстоящие изменения в связи с выходом редакции ISO 9001 2015 года, проследите, чтобы детали изменений были до всех доведены. Необходимо ответить на все возникающие в связи с переменами вопросы и делать записи обучения в связи с ними.

Компетентность и осведомленность: требуются свидетельства?

Если вы работаете над таким аспектом системы качества, как компетентность и осведомленность в процессе подготовки к аудиту, тогда вам понадобятся свидетельства, которые подкрепят работу, проделанную вами. Мы уже говорили об этом. Предоставление аудитору документарных свидетельств работы над поддержанием компетентности и осведомленности на приемлемом уровне имеет важнейшее значение, однако, любой аудитор сможет «замерить» что на самом деле знает персонал, просто поговорив с сотрудниками. Поэтому важно и снабдить персонал полноценными знаниями и материалом по важным аспектам в связи с СМК и ISO 9001. Учитывая, что знание целей, ожиданий и требований в СМК и в стандарте ISO 9001 – важнейшее условие, позволяющее начать работу, не может быть никакого постоянного улучшения без компетентности и осведомленности. Нет постоянного улучшения – нет соответствия стандарту ISO 9001.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: