Как меняется внедрение СМК в связи с принятием ISO 9001:2015?

С одной стороны, об этом говорить вроде бы пока рано, так как официальная публикация ISO 9001:2015 намечена на конец 2015 года, а в настоящий момент есть только проект новой версии этого широко известного и очень распространенного стандарта. С другой – по словам многих отечественных и иностранных специалистов в области качества, на данной стадии процесса разработки новой редакции нас вряд ли ждут какие-либо сюрпризы и итоговый текст нормативного документа не будет сильно отличаться от Проекта международного стандарта (DIS – Draft International Standard, – ред.). Раз так: уже сейчас можно строить некоторые прогнозы о том, как изменится внедрение системы менеджмента качества (СМК, – ред.) с ISO 9001:2015, пусть у нас пока нет первых результатов практики его применения. С просьбой порассуждать на эту тему мы обратились к специалистам:

Дощинская Валентина Степановна, заместитель начальника Отдела управления системой менеджмента ЗАО «Газпром инвест Юг».

– Предприняли ли вы уже какие-то изменения в связи со скорым появлением ISO 9001:2015 у вас в компании?

– У нас был «День менеджмента» в конце года, и мы ознакомили наших работников с тем, что будут изменения в стандарте. Больших проблем нет. У нас система внедрена еще с 2003. Начинали мы с девятки (ISO 9001, – ред.), потом ISO 14000, потом СТО Газпром (См. интегрированные системы менеджмента здесь, – ред.). Потом мы ввели отраслевой стандарт, но начинали с девятки (в отраслевых стандартах менеджмента многие новшества ISO 9001:2015 уже присутствуют, – ред.). И все-таки, нам придется немного «подформатировать» документацию. Да, планируем обучение провести, до выхода стандарта, уже сформировали бюджет под это.

– В стандарте много требований, которые затруднят аудиторов при аргументации несоответствий, аудитор–консультант – сообщающиеся сосуды, так затруднит ли и консультантов по внедрению новый стандарт?

– Ничего отрицательного в этих изменениях я не увидела. Риски? Я согласна, что аудиторам будет сложно. Если компании действительно будут идентифицировать риски и возможности не для галочки, а серьезно – этому можно только порадоваться. Консультанты тоже должны будут изменить свои методы, но практика все расставит на свои места.

– Предприятиям, которые никогда не имели дело с системами менеджмента качества с ISO 9001:2015 будет работать сложнее, чем с ISO 9001:2008?

– Конечно, предыдущая редакция была попроще для пользователя. Но все же, я считаю новую редакцию безусловным шагом вперед.

Ильичева Наталья Георгиевна, заместитель директора АНО «Центр Квалитет».

– ISO 9001:2015 будет сильно отличаться от ISO 9001:2008. Повлияет ли это на практики внедрения стандарта? Например, в Приложении к стандарту прямым текстом сказано, что нельзя внедрять норматив, руководствуясь порядком параграфов, а ведь до последнего времени многие российские консультанты так и делали…

Требования конечно другие. Не то что другие, – для организаций они, может быть, стали проще. Там нет, например, этих обязательных документированных процедур, предупреждающих действий, нет уже понятия Руководства по качеству, нет «ответственного представителя руководства». Понимаете, мы привыкли к какой-то конкретике. Консультанты по качеству конечно обязаны на все изменения реагировать. Для них главной проблемой будет процессный подход. В чем я убеждена – в том, что у нас до сих пор еще процессный подход не внедрен на многих предприятиях. Мы до сих пор за предыдущую версию как следует не внедрили так, как это надо. А там, в ISO 9001:2015 теперь появляется это прямое требование об имплементации процессного подхода. Понимаете, в чем дело, сейчас эксперты фактически не проводят аудит применения процессного подхода, они сами не понимают, что такое показатели, критерии, цели процессов. Процессов масса, – а они фактически не управляются, нарисованы на бумаге, да и даже на бумаге не всегда.

– Но если документация работает – это не только отсутствие процессного подхода, но и невыполнение требований к документации ISO 9001:2008, разве с этим сложно разобраться?

– Да, требования, затрагивающие процессный подход и требования по документации пересекаются в некоторых аспектах. Но я сейчас даже больше говорю о результативности процессов и системы менеджмента, то что связано с мониторингом и измерением процессов – вот, это не выполняется. Вы знаете, я посмотрела новую версию и опасаюсь, что новый стандарт испытает те же проблемы. Формально будут к нему относиться.

– А как же руководители заводов, ведь если что-то внедряется формально, то они не могут быть до конца уверены в том, что благополучно пройдут сертификационный аудит…

– Это тоже проблема, потому что, в реальной жизни, многие руководители далеки от системы менеджмента, она не является их инструментом управления. Она на многих предприятиях существует в виде комплекта документов. Я говорю, главная проблема в процессном подходе. Цели в области качества должен ставить руководитель. Если постановка целей игнорируется руководителями, то консультантам почти ничего не остается. Обязательно нужна инициатива и толчок от руководства.

В заключении Ильичева Н.Г. заметила, что консультанты, как и аудиторы, утратив формализованные требования, которые были в ISO 9001:2008 и отсутствуют в ISO 9001:2015 обратятся к сути и к логике стандарта – процессному подходу. В этом направлении и будут меняться практики внедрения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: