Как эффективно использовать полученный сертификат и знак соответствия?

Одни компании-держатели сертификатов представляют свои документы о соответствии стандартам, только когда их об этом попросят клиенты, партнеры, государство, другие – ведут себя активнее. Сертификат и маркировочный знак соответствия, который за ним закреплен, можно использовать в рекламных и маркетинговых компаниях предприятия. При обязательной сертификации нет маневра в этом вопросе: в официальных документах четко прописано что можно, а что нельзя. Зато в добровольной оценке соответствия бизнесмену предоставлена относительная свобода выбора. Относительная потому, что в любой системе добровольной сертификации есть свои ограничения и правила, относящиеся к использованию атрибутов сертификации. Часто те или иные запреты, связанные с рекламой факта подтверждения соответствия документам восходят к организациям или экспертным коллективам, которые разработали определенный нормативный документ. Довольно много таких ограничений рассыпано по стандартам и руководствам, которые выпускает ISO (International Organization for Standardization, — ред.) – самая крупная международная организация по стандартизации.

Чтобы понять логику возможных «маркетинговых» запретов, связанных с сертификацией, рассмотрим ситуацию со стандартом ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Правила использования сертификации по этому документу заключены в руководстве ISO «Publicizing your ISO 9001:2000 or ISO 14001:2004 certification» (Опубликование вашего сертификата по ISO 9001: 2008 или ISO 14001:2004, — ред.), редакция 2010 года. Здесь сказано, что нельзя наносить информацию о наличии сертификата ISO 9001 таким образом, чтобы читатель мог подумать, что сертифицирована не система менеджмента, а сама продукция. Очевидно, что менеджмент и конечный продукт, при всей взаимосвязи, нельзя отождествлять. Поэтому кроме упомянутого требования ISO, в некоторых российских системах сертификации добавляют, что в рекламе, нанесенной на товар, обязательно должно быть словосочетание «система менеджмента» качества. Еще, в специальном руководстве ISO говорится, что нельзя использовать зарегистрированную торговую марку Международной организации по стандартизации в связи с сертификацией, любые другие логотипы без консультации с выдавшим сертификат юридическим лицом – органом по сертификации. При упоминании на упаковке стандарта «ISO 9001» писать название нужно с годом редакции. Если сертификация проходила по версии этого документа за 2008, то, соответственно, «ISO 9001:2008». Добавим, что, согласно другому документу ISO «Область применения ISO 9001, область применения СМК и область регистрации/сертификации»…

 Цитата: ‘Как дополнительная мера для предотвращения возможной путаницы среди потребителей и конечных пользователей, область регистрации/сертификации должна быть четко определена в руководстве по качеству и любых публично доступных документах (в том числе, например, рекламных материалах)’

 Существенно, что требования ISO, прописанные в руководствах не являются обязательными для российских органов по сертификации ни по какому закону. Но именно на них ориентируются добросовестные органы о сертификации. Так что внимание к практикам ISO лишний аргумент для отечественных компаний в принятии решения о сертификации в том или другом месте.

Помимо публикации сведений о сертификации на упаковке продукции, сертификат и знак соответствия могут быть использованы на сайте компании, как доказательство надежности организации в глазах потенциального потребителя ее товара. Сотрудники компании могут составить и распространить через СМИ текст о том, что организация прошла сертификацию или даже успешно завершила очередной инспекционный аудит. Не стоит пренебрегать информированием сотрудников о факте сертификации. Такого рода сведения можно распространить по внутренним каналам и добиться большей лояльности работников. Сведения о сертификации могут публиковаться на визитках, чтобы при переговорах контактирующие с вами стороны составили о вас положительное мнение. Если у вас возникают сомнения в том или ином рекламном использовании сертификации, у вас есть возможность обратиться за консультацией в орган по сертификации, с которым вы работаете. Что касается «Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт», вам предоставят услуги в полном соответствии с нормами и стандартами ISO, других международных структур занимающихся выработкой нормативных документов, прежде всего IAF (International accreditation Forum – Международный форум по аккредитации, — ред.). Конечно, не откажут и в консультации по рекламному использованию сертификата и знака соответствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: