Как читать ISO 9001:2015?

Общий смысл стандарта ISO 9001:2015 можно свести к одному предложению: «Говори, что ты будешь делать и затем делай, что говоришь» («Say what you do, then do what you say», – ред.). Этой фразой специалисты по внедрению систем менеджмента качества зачастую объясняют суть стандарта своим клиентам одним предложением. Как любое обобщение, она многое упускает, в ней никак не отражена концепция постоянного улучшения и процессный подход, но она помогает читать ISO 9001:2015. Понимание норматива один из первых этапов внедрения системы менеджмента качества по модели ISO, и, к сожалению, часто сотрудники и руководство терпят неудачи в проекте только потому, что они не понимают вовсе или понимают неправильно требования ISO 9001:2015. Еще одним стержневым элементом СМК по ISO является управленческий цикл PDCA или Цикл Деминга. Достаточно сказать, что каждый процесс в отдельности и весь единый общий «гиперпроцесс» работы компаний, – все должны быть перестроены в соответствии с этим циклом. Приступая к чтению ISO 9001 полезно знать, что параграфы стандарта соответствуют буквам, обозначающим этапы цикла PDCA. Этап P (Plan, – ред.) в ISO 9001:2008 присутствует во всех параграфах. На этапе D (Do, – ред.) сосредоточен Параграф №7 в Параграфе №8 собрано все, что касается этапов C и A (Check и Act, – ред.). Судя по всему, в ISO 9001:2015 соответствующие параграфы наследовали существовавшие связи. Во всяком случае, в статье «Понимание системы терминологии и концепции ISO 9001» (Understanding structure terminology and concept of ISO 9001:2015, – ред.) англоязычного консультанта по качеству утверждается, что 4 из 10 параграфов обновленного стандарта имеют прямое соответствие с этапами цикла PDCA. Напомним, что в ISO 9001:2008 – 8 параграфов, ISO 9001:2015 перестроен в соответствии с единым шаблоном нормативных документов ISO на системы менеджмента и поэтому в нем 10 параграфов. На PDCA стоит обратить более пристальное внимание, так как по впечатлениям многих новичков-пользователей ISO 9001:2015 большое количество изложенных в стандарте концепций сбивает и отвлекает от некоторых важных аспектов, без которых созданная на предприятии СМК не будет действенной.

Впрочем, часто проблема заключается даже не в том, что человек не знает о каких-то взаимосвязях и не готов по этой причине к чтению ISO 9001:2015. Трудность иногда составляет даже сам язык и формулировки стандарта. Пользователи норматива жалуются на трудный язык и витиеватые формулировки, которые оставляют многих с вопросом «Так что мне делать?» после того, как они уже познакомились с текстом норматива. Сайт «iso-9001-checklist.co.uk» в своем материале «How do I implement ISO 9001?» советует при чтении ISO 9001:2015 сконцентрироваться на тех участках текста, где говорится «организация должна» («the organization shall», – ред.), а также на требования, где говорится об обязательности для того процесса, о котором идет речь документированных процедур или записей. Последнее было актуально для ISO 9001:2008, сейчас этот совет, по-видимому, следует перенести на требования, заключающие необходимость поддержания соответствующей документированной информации. Во всем этом есть резон. Читая ISO 9001:2015 лучше быть знакомым с Директивой ISO/МЭК, часть 2. В соответствии с ней, любое требование ISO должно сопровождаться императивом «должен», например, «организация должна». Требованиями считаются положения стандартов, в которых употреблены эквивалентные выражения («надо», «требуется», «допустимо, только если…», «необходимо», – ред.). Если положения стандартов сопровождаются любыми другими словесными конструкциями, например, «организация может», то такие положения требованиями, обязательными для выполнения не являются.

Наконец, читая ISO 9001:2015 держите в голове, что в одном абзаце, списке или даже строке может быть больше одного требования. Нужно быть внимательными к формулировкам. Например, относительно редакции ISO 9001:2008 было подсчитано по методу декомпозиции, что в стандарте 504 элементарных требований (подсчитано по методу декомпозиции, – ред.), то есть таких, которые в свою очередь уже нельзя разложить на составляющие. Так что будьте внимательны. На эти сотни требований распадаются всего три фундаментальных положения стандарта: обеспечить удовлетворенность потребителей, внедрить процессный подход, постоянно улучшать систему менеджмента качества.

В международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) осведомлены о проблеме трудного языка ISO 9001. Одной из целей при создании ISO 9001:2015 было упростить этот язык, однако, хотя по сравнению с ISO 9001:2008 нормативный документ читается гораздо лучше, все-таки для неподготовленного читателя он еще тяжел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: