Дорогое ли это дело, повысить качество на заводе?

Источник: автор статьи – Рено Анджоран (Renaud Anjoran, — ред.), основатель агентства по обеспечению качества «Sofeast», предоставляет услуги с индивидуальным подходом в сфере качества малым и средним компаниям в Китае. Материал взят с сайта «Quality Inspection Tips».

Обязательно ли тратить большие средства, чтобы уменьшить процент брака? Это хороший вопрос в том плане, что от разных людей на него можно получить совершенно разные ответы. Как «лакмусовая бумажка», он выявляет наличие разных мировоззрений на качество. Ряд таких самодостаточных концепций я и собираюсь сейчас представить.

Традиционное мировоззрение, доминирующее в Китае

99% промышленников из Поднебесной скажут, что, конечно, нужно много вложить, чтобы снизить количество дефектной продукции. Они мыслят так потому, что им известно лишь два способа сделать это:

Импортеры используют для решения другой путь, проводят выборочный контроль, руководствуясь допусками (AOL – Acceptance Quality Limit, – ред.). Если покупатель изменит критерии допуска в сторону их ужесточения и «нормальной» станет продукция более высокого качества, то поставщик отвечает обычно на это повышением цен. Что плохого с такими установками? А то, что они на 100% реактивны. В этой системе нет абсолютно никакого потенциала улучшения процессов проектирования и производства. Это старая школа и есть много примеров других, более современных подходов.

Более осмысленный подход

Большой процент брака – очень дорог для компании. С некондиционными изделиями связаны, как это называем «издержки на низкое качество». Это корневая причина.

Приведем только основные статьи, каждый из которых снижает наши доходы:

  • утилизация или переделка брака;
  • повторная инспекционная проверка продукции;
  • остановка производства в ответ на высокий процент дефектов;
  • вывоз продукции и/или скидка клиенту, получившему от вас брак;
  • долгосрочная потеря доверия клиента, которая также связана с затратами.

Один из крупнейших мыслителей в философии качества Джуран как-то раз хорошо все это выразил, присовокупив весьма показательный график:

  • «…уменьшение процента бракованного товара снижает «издержки на низкое качество» и оборачивается прибылью, когда мы подсчитываем общую прибыль»;
  • «…но в определенной точке стоимость предотвращения и поиска несоответствий становится такой высокой, что она перекрывает издержки на низкое качество».

Дорогое ли это дело, повысить качество на заводе?

Что я думаю обо всем этом

Мне нравится схема Джозефа Джурана. Мне только кажется важным уточнить, что точка, где пересекаются две функции (издержки на качество равны издержкам на низкое качество) не находится все время в одном и том же месте – это динамический показатель. Он может вполне сдвигаться вправо, обеспечивая и недорогое, и качественное производство.

Дорогое ли это дело, повысить качество на заводе?

В книге гуру качества Масааки Имаи «Гемба кайдзен» приводится интересный пример небольшой фирмы, занимающейся пайкой. На ней трудились 17 домохозяек с окрестных ферм. Компании удалось снизить процент брака с 3% до 50 дефектных деталей на миллион. Для этого не потребовалось ни дополнительных инвестиций, ни автоматизации. Ниже перечислю возможные способы сокращения дефектов и отзывов продукции без дополнительных вложений:

  • можно упростить схемы движения материалов и информации в производственных процессах;
  • можно подвергнуть изменениям проектирование, чтобы упростить сборку продукции и тем снизить вероятность ошибок;
  • попробуйте улучшить каждый процесс в производственном цикле, документируйте новые процедуры и обучайте операторов;
  • добейтесь ускорения производственного процесса, чтобы получать конечную продукцию раньше и как можно скорее узнавать о существующих проблемах с качеством;
  • как только проблема выявлена, ищите корневую причину ее возникновения и внедряйте корректирующие действия;
  • используйте оборудование с «защитой от дурака» (пока-йоке), что ликвидирует проблемы в зародыше;
  • дайте возможность операторам почувствовать некоторую причастность и собственность в отношении того, что они делают (JKK) и убедите делать самопроверку по качеству;
  • все эти меры улучшают качество и не требуют абсолютно никаких затрат на изделие.

Когда эти простые вещи усвоят производители из Китая? Когда они осознают очевидную связь между лучшей организацией производства и лучшим финансовым результатом?

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: