До какой степени топ-менеджмент должен быть вовлечен в работу СМК?
Источник: автором англоязычной статьи является Елена Сице (Jelena Cice, – ред.).
С первого прочтения ISO 9001:2015 вопрос о том, каковы должны быть границы участия менеджмента в жизненном цикле СМК (Система менеджмента качества, – ред.) остается непроясненным. Непонятно также, сколько времени высшее руководство должно на нее затрачивать. С другой стороны, круг конкретных проблем, которым в системе должны заниматься топ-менеджеры, чтобы СМК сохраняла эффективность на протяжении всего жизненного цикла, прочерчен вполне определенно. Если вы не знаете, как расставить приоритеты, решая каков должен быть масштаб участия руководителей в СМК, попробуйте еще раз изучить карту процессов. Свяжите ее при анализе с документацией предприятия, где отражены сферы ответственности конкретных руководителей по каждому типу процессов. Изучите все: главные производственные процессы организации (производство мебели, услуги колл-центра, техобслуживание и ремонт оборудования и тому подобное), вспомогательные процессы (HR, IT-поддержка, закупки, логистика и т.д.), процессы, переданные на аутсорсинг (юридическая поддержка, услуги по уборке офисов, работа переводчиков).
Любое решение в СМК идет от руководства
Рекомендую начать заниматься проблемой вовлеченности руководства в СМК с прочтения стандарта ISO 9001 и вычленения того, за что ответственность несет топ-менеджмент. Как только у вас будет четкая картина по этому вопросу, вы сможете трансформировать требования ISO в конкретные задачи для операционного менеджмента, имея в виду тип процессов, помните, мы говорили? Основные процессы, поддержка, аутсорсинг процессов. Ниже приведу пример того, как поставленная задача может быть решена:
Поскольку успешная коммуникация между топ-менеджментом и операционным менеджментом имеет существенное значение в том, какой масштаб вовлечения руководства в СМК приемлем в вашем случае, мы рекомендуем больше узнать о распространении информации в жизненном цикле СМК (Читайте «Требования к коммуникации в соответствии с ISO 9001:2015»).
Увязывание СМК с решениями топ-менеджмента по экономическим и финансовым вопросам
Здесь я бы хотела сделать еще одну дополнительную рекомендацию: если вы хотите увязать роль топ-менеджмента в СМК с самым важным для любого руководства – финансовым успехом, вам следует посоветовать вашим начальникам стандарт ISO 14001 «Управление качеством – Указания по получению финансовых и экономических выгод». Данный норматив обращен именно к высшему руководству. Он является руководством по получению финансовых и экономических выгод с использованием принципов менеджмента качества. Реализация предложенных подходов обеспечивает достижение устойчивого успеха и помогает в выборе методов и инструментов, благодаря которым можно получить такой результат. ISO 10014 периодически проходит ревизию в ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.), следите за новыми редакциями и узнавайте, как gap-анализ, самооценка, инструменты приоритизации, RADAR, могут применяться для получения максимальной выгоды от имплементации принципов менеджмента качества в систему принятия решений.
Вот столько участия менеджмента в СМК достаточно, а вот столько – много
Не открою секрета, если скажу, что нет одного единственного решения проблемы степени участия руководства в СМК, которое подходит компаниям всех типов и размеров. Проиллюстрирую примером. Какая-нибудь небольшая компания со штатом не более 10 человек будет привлекать топ-менеджмент ко всем аспектам СМК и решениям, которые касаются системы. А вот большая производственная компания, в которой трудится более 1000 человек, обусловит привлечение высших руководителей только к паре-тройке наиболее важных вопросов:
- общий стратегический вектор разработки СМК – миссия, философия и ценности предприятия;
- общие цели в области качества и ключевые KPI;
- одобрение Политики в области качества;
- принятие описания структуры процессов организации с расписанной ответственностью операционного менеджмента;
- утверждение программ тренингов для персонала по осведомленности и постоянному улучшению;
- рассмотрение поступающих отчетов и запросов на одобрение решений на встречах в рамках анализа со стороны руководства;
- поддержка и введение в практику разработанных корректирующих действий после внутренних и внешних аудитов.
На самом деле, в каждой ситуации придется отдельно решать каково должно быть участие руководства в процессах СМК.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий