До какой степени топ-менеджмент должен быть вовлечен в работу СМК?

Источник: автором англоязычной статьи является Елена Сице (Jelena Cice, – ред.).

С первого прочтения ISO 9001:2015 вопрос о том, каковы должны быть границы участия менеджмента в жизненном цикле СМК (Система менеджмента качества, – ред.) остается непроясненным. Непонятно также, сколько времени высшее руководство должно на нее затрачивать. С другой стороны, круг конкретных проблем, которым в системе должны заниматься топ-менеджеры, чтобы СМК сохраняла эффективность на протяжении всего жизненного цикла, прочерчен вполне определенно. Если вы не знаете, как расставить приоритеты, решая каков должен быть масштаб участия руководителей в СМК, попробуйте еще раз изучить карту процессов. Свяжите ее при анализе с документацией предприятия, где отражены сферы ответственности конкретных руководителей по каждому типу процессов. Изучите все: главные производственные процессы организации (производство мебели, услуги колл-центра, техобслуживание и ремонт оборудования и тому подобное), вспомогательные процессы (HR, IT-поддержка, закупки, логистика и т.д.), процессы, переданные на аутсорсинг (юридическая поддержка, услуги по уборке офисов, работа переводчиков).

Любое решение в СМК идет от руководства

Рекомендую начать заниматься проблемой вовлеченности руководства в СМК с прочтения стандарта ISO 9001 и вычленения того, за что ответственность несет топ-менеджмент. Как только у вас будет четкая картина по этому вопросу, вы сможете трансформировать требования ISO в конкретные задачи для операционного менеджмента, имея в виду тип процессов, помните, мы говорили? Основные процессы, поддержка, аутсорсинг процессов. Ниже приведу пример того, как поставленная задача может быть решена:

До какой степени топ-менеджмент должен быть вовлечен в работу СМК?

Поскольку успешная коммуникация между топ-менеджментом и операционным менеджментом имеет существенное значение в том, какой масштаб вовлечения руководства в СМК приемлем в вашем случае, мы рекомендуем больше узнать о распространении информации в жизненном цикле СМК (Читайте «Требования к коммуникации в соответствии с ISO 9001:2015»).

Увязывание СМК с решениями топ-менеджмента по экономическим и финансовым вопросам

Здесь я бы хотела сделать еще одну дополнительную рекомендацию: если вы хотите увязать роль топ-менеджмента в СМК с самым важным для любого руководства – финансовым успехом, вам следует посоветовать вашим начальникам стандарт ISO 14001 «Управление качеством – Указания по получению финансовых и экономических выгод». Данный норматив обращен именно к высшему руководству. Он является руководством по получению финансовых и экономических выгод с использованием принципов менеджмента качества. Реализация предложенных подходов обеспечивает достижение устойчивого успеха и помогает в выборе методов и инструментов, благодаря которым можно получить такой результат. ISO 10014 периодически проходит ревизию в ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.), следите за новыми редакциями и узнавайте, как gap-анализ, самооценка, инструменты приоритизации, RADAR, могут применяться для получения максимальной выгоды от имплементации принципов менеджмента качества в систему принятия решений.

Вот столько участия менеджмента в СМК достаточно, а вот столько – много

Не открою секрета, если скажу, что нет одного единственного решения проблемы степени участия руководства в СМК, которое подходит компаниям всех типов и размеров. Проиллюстрирую примером. Какая-нибудь небольшая компания со штатом не более 10 человек будет привлекать топ-менеджмент ко всем аспектам СМК и решениям, которые касаются системы. А вот большая производственная компания, в которой трудится более 1000 человек, обусловит привлечение высших руководителей только к паре-тройке наиболее важных вопросов:

  • общий стратегический вектор разработки СМК – миссия, философия и ценности предприятия;
  • общие цели в области качества и ключевые KPI;
  • одобрение Политики в области качества;
  • принятие описания структуры процессов организации с расписанной ответственностью операционного менеджмента;
  • утверждение программ тренингов для персонала по осведомленности и постоянному улучшению;
  • рассмотрение поступающих отчетов и запросов на одобрение решений на встречах в рамках анализа со стороны руководства;
  • поддержка и введение в практику разработанных корректирующих действий после внутренних и внешних аудитов.

На самом деле, в каждой ситуации придется отдельно решать каково должно быть участие руководства в процессах СМК.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: