Действительно ли руководство по качеству нужно изучать всем сотрудникам предприятия?

На самом деле, может быть два ответа на этот вопрос. Основным стандартом, на который принято ориентироваться при создании Руководства по качеству являются, конечно же, сам ISO 9001. Именно по нему в российской и мировой практике чаще всего внедряют систему менеджмента качества (СМК, – ред.). В частности, здесь есть подпункт 4.2.2, который требует от работающей со стандартом организации, во-первых, создать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, во-вторых, прописать в этом руководстве: область применения СМК, сделанные при внедрении отклонения от текста ISO 9001, описания документированных процедур или ссылки на них, описания взаимодействия процессов СМК. Что касается последнего, то это необходимо в логике процессного подхода, который заложен в нормативе ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Проблема создания и работы с Руководством по качеству затрагивается в двух других важных стандартах: ISO 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству», а также в документе ISO 9000 «Системы менеджмент качества. Основные положения и словарь». В первом из этих двух текстов изложена концепция, в которой Руководство по качеству – главный документ СМК, поскольку это единственный документ, который дает полный и доступный для неподготовленного читателя обзор всей системы менеджмента качества. Остальные документы носят более специальный характер. Относительно интересующего Вас вопроса, сказано, что…

 Цитата: ‘…подготовка персонала, занятого разработкой требований к системе качества и методов оценки ее соответствия’

 Если говорить об ISO 9000, то здесь (пункт 3.7.4, – ред.) затронута форма, в которой Руководство по качеству должно быть воплощено. Кстати, строгой структуры для этого документа не установлено, согласно положениям этого и других документов ISO (International Organization for Standardization, – ред.) содержание Руководства может варьироваться в очень широких пределах, как по форме, так и по содержанию, исходя из величины и сложности организации. Но, вернемся к нашему вопросу. В документах ISO нет четкого указания на необходимость изучения Руководства по качеству всеми сотрудниками предприятия.

В различных источниках можно встретить рекомендации экспертов о том, что это не требуется. По их мнению, каждый специалист должен владеть текстом Руководства лишь в пределах своей области деятельности. Другие, ссылаясь на пункт 6.2. ISO 9001, говорят, что, в рамках СМК, проверку соблюдения требований стандартов можно включить в план работы всех сотрудников компании. Если это целесообразно, то для полноценного выполнения такого задания не только руководители высшего и среднего звена, а все служащие должны быть знакомы с Руководством. Решая вопрос, выведенный в заголовок этого материала, возможно, стоит держать в голове и еще один фактор. Много неэффективных попыток внедрения СМК в России было связанно с формальным отношением и непониманием всей этой работы со стороны рядового персонала. Руководство по качеству способно вырвать работника из его «ячейки» и показать ему весь «улей» целиком. Так он будет лучше понимать непривычные нововведения и, скорее всего, не станет саботировать их.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: