Что такое система менеджмента качества?

Довольно часто систему менеджмента качества определяют, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности для управления качеством на предприятии. Однако каноническое определение из стандарта ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» выглядит иначе. Толкование термина СМК (система менеджмента качества, – ред.) определяется отделенными друг от друга понятиями «система» (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, – ред.) и «система менеджмента» (система для разработки политики и целей и достижения этих целей, – ред.). Соответственно, система менеджмента качества толкуется в стандарте, как…

Цитата: ‘…система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству’

Некоторые российские предприниматели путают СМК с системой управления предприятием вообще – это неправильно. Система менеджмента качества – только одна из подсистем общего менеджмента, который, кроме нее, может включать в себя много всего: финансовый менеджмент, менеджмент охраны окружающей среды на предприятии. Обычно системы менеджмента внедряют в организации, основываясь на завоевавших авторитет стандартах. Таких стандартов много (например, международный AS 9100 «Системы менеджмента качества. Требования к авиационным, космическим и оборонным организациям», – ред.), но чаще приходится слышать только об ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» – это связано с тем, что стандарт Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, – ред.) получил широкое распространение, и один из немногих претендует на универсальную применимость вне зависимости от отрасли, в которой работает организация и от ее прочих характеристик, например, размеров. Внедрив ISO 9001, предприниматели могут сертифицировать свою СМК и получить дополнительную выгоду от свидетельства наличия системы в их компании, выданного независимым оценщиком.

Система менеджмента качества по ISO 9001 состоит из целого ряда методов, подходов и действий, которые помогают поддерживать и улучшать качество продукции предприятия. Продукция в терминах серии стандартов ISO 9000 – это и материальные товары и услуги. В центре внимания оказываются такие элементы системы, как процессный подход, документирование процессов и возможность их автоматизации в некоторых случаях, но нельзя упускать из виду такие принципы СМК по ISO 9001, как ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, взаимоотношения с поставщиками, принятие решений на основании фактов. Все перечисленное является системой, только если работает и приносит результаты. Поскольку, эффективность СМК не высчитывается в финансовых показателях – нет единых критериев – у неопытных в использовании стандарта бизнесменов на малых предприятиях возникает недоумение о том, как определить, что СМК заработала и больше не представляет собой бесполезной по отдельности группы элементов. Дать ответ на этот вопрос помогает руководство IAF (International Accreditation Forum, – ред.) «Аудит СМК, обладающей минимум документации». Документ утверждает, что в случае, если в организации создан минимальный набор необходимых по стандарту ISO 9001 документов, в небольших организациях может возникнуть разногласия во взглядах на СМК аудиторов и руководства организации. Понять, работает ли система на самом деле, – пишут авторы документа, – можно тщательно изучив на всех этапах производства, реально ли выполняются прописанные в документации процедуры, опросив сотрудников компании.

Стандарт ISO 9001 появился в 1987 году, но история развития систем менеджмента качества насчитывает уже более ста лет. Первой СМК обычно называют, так называемую, «систему Тейлора» (Фредерика Тейлора, – ред.). Эта первая система предполагала контроль качества отдельных деталей, путем создания руководителями стандартов предприятия и документов, отражающих допуски разницы произведенных комплектующих, которые рабочим нужно было только реализовать. Потребовался долгий путь, прежде чем контроль качества деталей не превратился в контроль качества руководства, ведь выяснилось, что зародыш брака неизбежно кроется в неверном управленческом решении. Так, виноват ли тот, кого уволили за порчу станка или дефектные детали? И, насколько эффективнее решать проблемы до их возникновения!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: