Что такое добровольная сертификация?

В России существуют две формы подтверждения соответствия организации тем или иным документам – обязательное и добровольное. Обязательное, в свою очередь, подразделяется на обязательную сертификацию и декларирование. Добровольное существует в основном в виде сертификации. Обязательное подтверждение соответствия досконально регулируется государством: для этого существует целая система законов, подзаконных актов, техрегламентов, стандартов, отраслевых документов разного юридического статуса. Нормативно-правовая база в этой сфере, не только устанавливает: какие виды продукции подлежат обязательной сертификации (декларированию), но и содержит порядок процедур, предписания по информированию клиентов о наличии сертификата (декларации) и многие другие обязательные к применению детали. Хотя к проведению обязательной сертификации (декларирования) привлекают частные компании, занимающиеся независимой экспертизой соответствия (их аккредитуют, – ред.), во многих процедурах принимают участие госструктуры.

Добровольная сертификация задумана как инструмент саморегулирования бизнеса. С этим связаны все ее особенности. Государственные правила и государственный контроль при добровольной оценке соответствия сведены к минимуму. Все ограничения, которые касаются этой формы сертификации в России, компактно разместились в двух статьях ФЗ «О техрегулировании»: 20, 21. В таких вещах как процедуры сертификации, использование соответствующего маркировочного знака, использование факта сертификации в рекламе частному сектору дана почти полная свобода. Основной спецификой добровольной сертификации является то, что инициатором проведения оценки соответствия выступает организация-претендент на сертификат, а не государство. Она же выбирает конкретный документ, который ляжет в основу экспертизы. Субъекты проверки компании на соответствие могут быть разные. Начать с того, что организация может сертифицировать сама себя – это называется оценка от первого лица; компанию может сертифицировать партнер по сделке или же головная организация в группе коммерческих структур, – второе лицо. Третьим и наиболее распространенным подтипом является сертификация третьим лицом – независимым, в случае России, коммерческим предприятием, которое предоставляет услуги оценки соответствия. Их еще называют органы по сертификации. Документы, на которые проводится экспертиза соответствия в рамках добровольной сертификации, тоже могут быть разными: стандарты, техрегламенты, условия коммерческих договоров, нормативные документы предприятия (например, ТУ, – ред.) и любые другие документы, в которых будет заинтересованность руководства компании-инициатора сертификации.

Добровольная сертификация – это альтернатива негибкой, затратной для компаний-претенедентов на сертификат по времени и по деньгам обязательной оценки соответствия. Альтернатива для государства. Согласно российскому законодательству наличие добровольного сертификата не отменяет необходимости получать обязательный. Государство же стремится вводить добровольную сертификацию во всех отраслях, где это возможно, так как она снимает административные барьеры и разгружает госаппарат. Частные компании получают стимул к добровольной работе со стандартами виде новых рекламных, финансовых, организационных возможностей, которые они способны дать. По-сути, это путь к менеджменту европейского уровня. Подробнее о выгодах добровольной оценки соответствия, читайте здесь.

От добровольной сертификации выигрывает не только предприниматель, но и клиент, а также рядовые сотрудники предприятия. При строгих наказаниях за нарушения в области качества у компаний не возникает соблазна саботировать работу со стандартами, даже если над ними при сертификации не довлеет око государства. Напротив, они заинтересованы подтверждать свое соответствие все более строгим стандартам – ведь саморегулирование провоцирует рыночное соревнование в этом вопросе. Нормативы, затрагивающие основы работы предприятия: экология, системы менеджмента, – неизбежно затрагивают условия работы сотрудников, их безопасность. Здесь прямая выгода для рядовых специалистов. Клиент, потребитель продукции выигрывает от конкуренции в области сертификации на соответствие стандартам: рыночное соревнование закладывает основы для создания не просто безопасного для жизни и здоровья товара, но товара, к которому предъявляются повышенные требования качества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: