Что нового о лидерстве руководства есть в стандарте ISO 9001:2015?

Российские и иностранные эксперты констатируют, что ISO 9001:2015 увеличивает ответственность высшего руководства за создание и развитие системы менеджмента качества (СМК, – ред.). И действительно, в проекте стандарта, который существует на данный момент, параграф №5 «Лидерство» существенно отличается от параграфа №5 «Ответственность руководства» в действующем на данный момент ISO 9001:2008. Согласно проекту ISO 9001:2015, высшее руководство теперь должно продемонстрировать лидерство и приверженность в проекте системы менеджмента качества, предпринимая для этого следующие действия:

  • убедиться, что политика и цели организации в области качества установлены и совместимы со стратегическими целями и средой организации;
  • убедиться, что требования системы менеджмента качества интегрированы в бизнес-процессы (производственные процессы, – ред.);
  • убедиться в том, что для системы менеджмента качества подготовлены все необходимые ресурсы;
  • донести до сотрудников важность выполнения требований СМК;
  • поддерживать сотрудников, чья деятельность связана с улучшением системы менеджмента качества;
  • двигать постоянное улучшение СМК;
  • помогать другим руководителям, имеющим сферы ответственности в СМК демонстрировать их лидерство.

Подпункт «Ориентация на потребителя» (Customer focus, – ред.) совсем не изменился, а только сменил номер – 5.1.2 вместо 5.2. Полностью обновился подпункт «Политика в области качества» (5.2 вместо 5.3, – ред.). По трактовке этого аспекта в проекте ISO 9001:2015, высшее руководство должно, в частности, сделать политику «доступной в качестве документированной информации». В новой редакции появляется подраздел 5.3 «Организационные роли, ответственность и полномочия». Требования в нем тоже относятся к высшему менеджменту, например, теперь именно он несет ответственность за соответствие СМК требованиям ISO 9001.

Изменения в каждой новой редакции стандартов Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) подчиняются стандартным процедурам. В частности, задолго до начала работы по выработке новой версии стандарта, ISO собирает комментарии пользователей того или иного норматива по поводу их опыта его использования в практической деятельности. Так было и перед разработкой ISO 9001:2015. Опрос проводился в июле 2011, как говорится в отчете по его результатам, Международной организации удалось получить 11 722 ответа на вопросы из 122 стран. Вопрос о лидерстве руководства не был затронут в исследовании вообще. Зато в опросе нашли отражение многие другие проблемы практического применения ISO 9001. Например, специалистами ISO был задан вопрос о том, какие концепции стоило бы внедрить в будущей редакции 2015 года. Тройка наиболее популярных ответов: менеджмент ресурсов, отзывы потребителя (Voice of the Customer, – ред.), измерение эффективности (удовлетворенность потребителя, возврат инвестиций, – ред.). Среди плюсов использования ISO 9001 наиболее часто отмечали увеличившуюся удовлетворенность потребителей, стандартизацию бизнес-процессов и увеличившуюся эффективность менеджмента.

Вероятно, решение о существенной переработке положений, касающихся лидерства руководства вызвано экспертными оценками. Изменению подверглось именно то, что давно вызывает критику отдельных специалистов. Ввод положения об ответственности руководства за интеграцию требований системы в бизнес-процессы перекликается с критикой, звучавшей ранее, что стандарт сам по себе создает ситуацию, при которой СМК в организации функционирует параллельно производственной деятельности и как результат: в большинстве случаев скоро отмирает. Специалисты по внедрению систем менеджмента качества часто указывали на то, что менеджмент не склонен быть щедрым, когда речь идет о работе с ISO 9001. Общим местом стала нехватка ресурсов, которая влечет за собой неудачу. И вот, в проекте ISO 9001:2015 появляется требование к высшему руководству убедиться, что для системы качества подготовлены все необходимые ресурсы.

Впрочем, уже появились специалисты, которые полагают, что обновленный раздел ISO 9001, посвященный лидерству если и решит проблемы, то вместе с тем создаст и новые. Например, аудитор систем менеджмента качества из Италии Умберто Тенеси в статье «Пятая симфония Бетховена и ISO 9001:2015. Мнение эксперта» (Beethoven’s Fifth and ISO 9001:2015 – An Expert’s view, – ред.) называет грядущее пришествие ISO 9001:2015 Армагеддоном и так комментирует параграф №5: «Как аудитор органа по сертификации будет дискутировать по таким политическим вопросам с клиентом его босса? Или аудитор первой стороны (из состава самой организации, – ред.) с ее боссом. Только аудитор второй стороны (партнера, – ред.) может себе такое позволить». «В ISO 9001:2008 все это только формальность, я не вижу причин, почему в ISO 9001:2015 дело будет обстоять как-то по-другому», – пишет эксперт. «Почему не рассредоточить эти требования и не отнести некоторые из них, например, в раздел «качество систем менеджмента?», – вопрошает Умберто Тенеси. «Этот раздел «Лидерство» поднимает такую громаду кадровых, психологических, социальных, экономических и финансовых вопросов, что бедный аудитор, зацикленный на чек-листе не в состоянии даже подступиться к ним».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: