Что на самом деле нужно малой компании, чтобы получить сертификат ISO 9001? Часть первая
Источник: данная статья опубликована на сайте консалтинговой компании в области систем менеджмента «CORE Business Solutions». В оригинале она вышла на английском языке.
Один из вопросов, которые чаще всего вызывают затруднения на этапе подготовки к сертификации по ISO 9001, состоит в следующем: что именно нужно сделать, чтобы успешно пройти сертификационный аудит. Недоразумения в этом вопросе чаще всего происходят из-за неудачного опыта прошлой сертификации ISO 9001 в прошлой компании или из-за родившихся вокруг стандарта слухов, переросших за годы в устойчивые стереотипы на рынке.
И правда: за более чем двадцатипятилетнюю историю имплементации ISO 9001 он заслужил у пользователей противоречивую репутацию. Вот те претензии, которые на слуху:
- ISO 9001 – чересчур сложный и проблематичный инструмент с точки зрения малого бизнеса.
- Сертификация ISO не улучшает на деле качество.
- ISO 9001 – ничего более, чем просто бюрократическое нагромождение.
- Малые компании не имеют шанса внедрить норматив ISO 9001 без найма некоего специалиста на полный день для управления получившейся системой менеджмента качества (СМК, – ред.).
Все это говорят, но только правда ли это?
ISO 9001 в конце 80-х был рожден потребностью курпных производителей в реальном способе оценки поставщиков без проведения дорогостоящих регулярных аудитов качества. По другую сторону прилавка поставщики хотели получить единые требования вместо всей массы противоречащих друг другу и просто различающихся претензий от всех их клиентов. Они также были заинтересованы в сокращении количества аудитов от заказчиков.
С появлением признанного на международном уровне стандарта ISO 9001 и развитием идеи аудитов «третьей стороны» – компаний, которые предоставляли услугу независимой оценки соответствия (сертификации) по этому стандарту клиенты и подрядчики нашли формат сотрудничества от которого выигрывают все. Теперь клиенты могли быть уверены в том, что их поставщики действительно внедрили у себя определенные практики обеспечения качества. Поставщики получили единые требования и единый аудит, демонстрирующий соответствие этим требованиям.
Прежде, чем мы закончим этот краткий экскурс в историю ISO 9001, затронем еще кое-что. Суть подхода к менеджменту качества в сертифицированной компании, который лежал в основе ISO 9001 с самого начала состоял в том, чтобы использовать минимально необходимый набор инструментов в арсенале обеспечения качества и документировать процедуры по этим инструментам. Расчет был таков:
«Если наш поставщик документирует все, что делают его сотрудники, а проведенный аудит удостоверяет, что персонал действует в соответствии с подготовленной документацией – тогда качество будет улучшаться».
И что же? Компании создали тонны документации, а аудиторы проверяли соответствие, но, практически, качество не улучшалось. Поди ж ты! Отголосок этого кошмара – те самые стойкие слухи о неэффективности систем менеджмента качества по ISO 9001, которые вы слышали. Я знаю об этих вещах не понаслышке, так как именно таким было внедрение ISO 9001 в первой компании, где я работал. Мы начали проект имплементации стандарта с того, что шокировали нашего поставщика канцелярских принадлежностей требованием доставить нам несколько 6-дюймовых скоросшивателей. Именно такие штуки должны были понадобиться нам для того, чтобы хранить всю бумажную документацию, которая скоро должна была появиться. Чем же все закончилось?
- Было сделано очень много документов, которые потом можно было показать аудитору.
- Мы сшили все документы.
- Мы показали документы аудитору.
- Аудитор был счастлив.
- Мы положили сшитые документы на полку, чтобы достать их вновь, когда в следующий раз придет аудитор.
По большому счету, весь проект представлял собой всего лишь шоу для аудитора! Как можно было ожидать от чего-то подобного, что произойдет улучшение качества?
К счастью, редакторы ISO 9001 предусмотрели регулярный пересмотр текста ISO 9001 и со времени моего неудачного опыта текст норматива менялся уже несколько раз. Уроки были усвоены. Могу сказать, что текущая редакция ISO 9001 (речь идет о стандарте ISO 9001:2008, – ред.) проделала большой путь на пути к большей дружественности пользователям и, что еще важнее, на оказания реальной помощи в улучшении качества.
- Действующая на данный момент редакция вращается вокруг результатов, а не документооборота.
- ISO 9001 стал более гибким, что позволяет более эффективно применять его в небольших организациях и за пределами промышленности.
- Стандарт предоставляет рекомендации, которые нужно самостоятельно приспособить к вашей компании, а не учит вас тому, как делать вашу работу.
Сегодня многие компании находят ISO 9001 более простым стандартом, чем они его считали, да и более полезным для улучшения работы. А разве не в этом суть?
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий