Что меняет «среда организации» (context of the organization) в ISO 9001:2015?

В 2015 году планируется публикация уже пятой по счету редакции ISO 9001. Перед началом работы над новой версией стандарта Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) каждый раз собирает мнения пользователей ISO 9001, чтобы учесть их в дальнейшем нормотворчестве. Первые редакции стандарта критиковали за то, что они плохо учитывали взаимодействие организаций с другими организациями, с внешней рыночной средой – ответом на это стало развитие в стандарте пунктов, связанных с управлением закупками (в ISO 9001:2000 – 7.4, в ISO 9001:2008 также 7.4, – ред.). Однако ISO 9001:2008 остается сосредоточенным на внутренних взаимосвязях на предприятии. В ISO 9001:2015 появился раздел «Среда организации» (context of the organization, – ред.), смысл которого состоит в том, что теперь при внедрении и развитии системы менеджмента качества (СМК, – ред.) по ISO 9001 понадобится лучше учитывать внешние по отношению к компании факторы, оказывающие влияние на ее работу. ISO 9001:2015 еще не принят, есть только проект международного стандарта, но раздел «Среда организации» из него никуда не денется, так как он относится к обязательным по единому шаблону всех стандартов ISO на системы менеджмента.

Новый раздел, если выделить главное, требует определить внешние и внутренние факторы, влияющие на способность организации решать поставленные в рамках СМК задачи. Далее перечисляются аспекты, в которых могут крыться эти факторы, например, конкуренция или экономическая среда. По новой редакции ISO 9001 необходимо идентифицировать заинтересованные в СМК организации лица и учитывать их требования. Для этого требуется создать процессы мониторинга и анализа получаемой информации о заинтересованных сторонах. Внешние и внутренние аспекты нужно учитывать при определении области действия СМК. Как пояснили сотруднику «Единого Стандарта» во Всероссийском научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС, – ред.), то, как организационная специфика освещена в проекте ISO 9001:2015 – собственная разработка ISO, над которой в техническом комитете трудились долгое время (за ISO 9001 в организации отвечает технический комитет №176, – ред.). И все-таки, понятие «среды организации», взятое на вооружение в проекте ISO 9001:2015, не составляет ничего нового для менеджмента. Например, такое определение, как «внешняя среда» впервые появилась в труде «Тектология» А.А. Богданова (20-е годы XX века, – ред.). Термин был конкретизирован в «Прикладной общей теории систем» Д.В. Гига. Внешняя среда у него рассматривается, как все системы, которые не находятся под контролем лица, принимающего решения. М.Ю. Портер в книге «Международная конкуренция» пытался определить содержание понятия «внешней среды» – что в него входит. Исследователь пришел к выводу, что внешняя среда состоит из непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирм, предлагающих товары-заменители и фирм, потенциально способных проникнуть в отрасль. Другие специалисты считают, что внешняя среда состоит из поставщиков, трудовых ресурсов, законов государства, потребителей, конкурентов.

Ознакомившись с текстом проекта стандарта, многие эксперты высказались в том смысле, что он «содержит гораздо меньше требований», «стал более мягким», «стал более обтекаемым». Если говорить о разделе среда организации, то это могло произойти из-за процедуры согласования требований стандарта. В национальном техническом комитете №12 «Методология стандартизации» нам сказали, что учесть организационную специфику при разработке универсального по определению стандарта иногда не получается из-за согласования положений нормативного документа с заинтересованными сторонами. Технически, тот, кто пишет стандарт, может проигнорировать реакцию других представителей отрасли, обычно он обязан лишь проинформировать о том, что ведет разработку стандарта, ознакомиться с претензиями и ответить на них в письменной форме. Однако, понятно, что если нормативный документ будет не устраивать значительную часть тех, кто, предполагается, будет с ним работать, то он не будет пользоваться популярностью после своей публикации. Обычно право и возможность выставить свои возражения и замечания имеют не только внешние заинтересованные стороны, но и все представители технического комитета, который занимается тем или иным нормативом. Как нам рассказали в ТК №12, иногда вокруг требований готовящихся стандартов возникают столь жаркие споры, что компромисс становится невозможным. Стороны занимают непримиримые позиции и не готовы идти ни на какие уступки. В этом случае, по крайней мере, на уровне национальной стандартизации проблема выносится на совещание в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, – ред.), где госслужба пытается выступить в роли медиатора и помочь разрешить разногласия. В наиболее сложных случаях Росстандарт отправляет участвовать в подготовке нормативного документа своего куратора, компетентного в той отрасли, в которой возникла необходимость в издании нового стандарта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: