Что меняет «среда организации» (context of the organization) в ISO 9001:2015?
В 2015 году планируется публикация уже пятой по счету редакции ISO 9001. Перед началом работы над новой версией стандарта Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) каждый раз собирает мнения пользователей ISO 9001, чтобы учесть их в дальнейшем нормотворчестве. Первые редакции стандарта критиковали за то, что они плохо учитывали взаимодействие организаций с другими организациями, с внешней рыночной средой – ответом на это стало развитие в стандарте пунктов, связанных с управлением закупками (в ISO 9001:2000 – 7.4, в ISO 9001:2008 также 7.4, – ред.). Однако ISO 9001:2008 остается сосредоточенным на внутренних взаимосвязях на предприятии. В ISO 9001:2015 появился раздел «Среда организации» (context of the organization, – ред.), смысл которого состоит в том, что теперь при внедрении и развитии системы менеджмента качества (СМК, – ред.) по ISO 9001 понадобится лучше учитывать внешние по отношению к компании факторы, оказывающие влияние на ее работу. ISO 9001:2015 еще не принят, есть только проект международного стандарта, но раздел «Среда организации» из него никуда не денется, так как он относится к обязательным по единому шаблону всех стандартов ISO на системы менеджмента.
Новый раздел, если выделить главное, требует определить внешние и внутренние факторы, влияющие на способность организации решать поставленные в рамках СМК задачи. Далее перечисляются аспекты, в которых могут крыться эти факторы, например, конкуренция или экономическая среда. По новой редакции ISO 9001 необходимо идентифицировать заинтересованные в СМК организации лица и учитывать их требования. Для этого требуется создать процессы мониторинга и анализа получаемой информации о заинтересованных сторонах. Внешние и внутренние аспекты нужно учитывать при определении области действия СМК. Как пояснили сотруднику «Единого Стандарта» во Всероссийском научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС, – ред.), то, как организационная специфика освещена в проекте ISO 9001:2015 – собственная разработка ISO, над которой в техническом комитете трудились долгое время (за ISO 9001 в организации отвечает технический комитет №176, – ред.). И все-таки, понятие «среды организации», взятое на вооружение в проекте ISO 9001:2015, не составляет ничего нового для менеджмента. Например, такое определение, как «внешняя среда» впервые появилась в труде «Тектология» А.А. Богданова (20-е годы XX века, – ред.). Термин был конкретизирован в «Прикладной общей теории систем» Д.В. Гига. Внешняя среда у него рассматривается, как все системы, которые не находятся под контролем лица, принимающего решения. М.Ю. Портер в книге «Международная конкуренция» пытался определить содержание понятия «внешней среды» – что в него входит. Исследователь пришел к выводу, что внешняя среда состоит из непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирм, предлагающих товары-заменители и фирм, потенциально способных проникнуть в отрасль. Другие специалисты считают, что внешняя среда состоит из поставщиков, трудовых ресурсов, законов государства, потребителей, конкурентов.
Ознакомившись с текстом проекта стандарта, многие эксперты высказались в том смысле, что он «содержит гораздо меньше требований», «стал более мягким», «стал более обтекаемым». Если говорить о разделе среда организации, то это могло произойти из-за процедуры согласования требований стандарта. В национальном техническом комитете №12 «Методология стандартизации» нам сказали, что учесть организационную специфику при разработке универсального по определению стандарта иногда не получается из-за согласования положений нормативного документа с заинтересованными сторонами. Технически, тот, кто пишет стандарт, может проигнорировать реакцию других представителей отрасли, обычно он обязан лишь проинформировать о том, что ведет разработку стандарта, ознакомиться с претензиями и ответить на них в письменной форме. Однако, понятно, что если нормативный документ будет не устраивать значительную часть тех, кто, предполагается, будет с ним работать, то он не будет пользоваться популярностью после своей публикации. Обычно право и возможность выставить свои возражения и замечания имеют не только внешние заинтересованные стороны, но и все представители технического комитета, который занимается тем или иным нормативом. Как нам рассказали в ТК №12, иногда вокруг требований готовящихся стандартов возникают столь жаркие споры, что компромисс становится невозможным. Стороны занимают непримиримые позиции и не готовы идти ни на какие уступки. В этом случае, по крайней мере, на уровне национальной стандартизации проблема выносится на совещание в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, – ред.), где госслужба пытается выступить в роли медиатора и помочь разрешить разногласия. В наиболее сложных случаях Росстандарт отправляет участвовать в подготовке нормативного документа своего куратора, компетентного в той отрасли, в которой возникла необходимость в издании нового стандарта.
Добавить комментарий