А получают ли местные органы власти выгоду от внедрения ISO 14001:2015?
Источник: статья принадлежит перу специалиста по качеству Джона Нолана. Джон работает приглашенным лектором в британском институте ILM (Institute of Leaders and Managers, – ред.), имеет аккредитацию на деятельность в сфере применения Prince 2 (стандарт в области управления проектами, – ред.), в области хранения данных и электроники. Дипломированный инженер, Нолан имеет 15-летний опыт работы в области создания и управления системами менеджмента качества (СМК, – ред.) в Великобритании. В частности, занимался созданием СМК в структурах местных органов власти.
В условиях современного общества местные власти и федеральное правительство являются, с одной стороны, крупными работодателями, а с другой – весомыми потребителями товаров и услуг. Статистически, скажем, ваш муниципалитет, может давать работу 8-9% населения, в зависимости от особенностей региона. Своевременность и качество услуг местных органов власти оказывает влияние на жизнь каждого человека из числа живущих в определенной местности. Обычно это влияние не ограничивается одним каким-нибудь аспектом, а является многосторонним. Логично сделать вывод, что местные органы власти, имеющие большой штат мобильной рабочей силы, ответственные за широкий круг совершенно разных услуг населению и имеющие сложные цепочки поставок и отношений с партнерами – оказывают огромное влияние на экологию в зависимости от характера принимаемых решений. Учитывая огромную востребованность сертификации ISO 14001 в коммерческих организациях многих отраслей, кажется странным, что процесс не захватил органы местного самоуправления. Схожесть проблем подсказывает, что процессы СЭМ (Система экологического менеджмента, – ред.) могли бы и тут повлечь позитивные перемены: уменьшить выбросы CO2 и защитить окружающую среду для будущих поколений. Как можно практически использовать ISO 14001 в экологическом менеджменте местных властей и о чем стоит подумать, чтобы успешно поспособствовать экологическому перевороту в умах госслужащих и тех, кто с ними работает.
Деятельность местных органов власти. Какие экологические аспекты и как эта деятельность влияет на окружающую среду?
Местные органы власти и федеральное правительство на местах проводят в жизнь множество проектов. Образование, госуслуги, сбор бытовых отходов, строительство и городская планировка, проведение культурных мероприятий, сбор налогов, соцзащита и здравоохранение, обслуживание рекреационных объектов, уход за больными, пожилыми людьми и инвалидами, – все эти совершенно разные виды деятельности могут осуществляться властями. С таким длинным и главное – пестрым списком обязанностей не всегда понимаешь с чего начинать преобразования какого бы то ни было характера. Разными могут быть и подходы к имплементации СЭМ по ISO 14001: можно внедрить систему по всей организации сверху донизу за один раз, а можно начать с одного департамента и поочередно распространять полезные практики на новые отделы. Так или иначе, преимущества, которые способен принести пользователям ISO 14001 при добросовестном использованы всегда одни и те же:
- расходные материалы: ревизия процессов использования ресурсов: энергии, бумаги для печати и так далее, – может обладать потенциалом колоссальной экономии пропорционально нынешним затратам. Обучите людей в 8000-тысячном коллективе действовать осознанно, когда они распечатывают и тратят бумагу, обучите думать, когда оставляют включенным свет, льют воду из-под крана без надобности – и вы увидите почти мгновенную экономию издержек;
- политика деловых поездок: продвигайте в своей организации каршеринг (групповое пользование автомобилями, – ред.), эффективное планирование поездок, – все это может уменьшить и затраты и загрязнение окружающей среды, а также поможет сохранить здоровье;
- учет экологической проблематики в политике закупок: большинство органов местной власти привлекают множество подрядчиков, которые обеспечивают их необходимыми товарами и услугами, почти всегда есть возможность ввести в закупочную политику и экологические требования, наряду с требованиями, которые диктуются соображениями экономии и прибыли. Это спровоцирует цепную реакцию среди организаций, которые работают с госструктурами – для них экологическая повестка тоже станет важной и столь же реальной, как финансовая повестка. Мероприятия по предотвращению вреда окружающей среде станут гораздо более результативными, что мы и доказывали в одной из предыдущих статей «Продвижение ISO 14001 в цепи поставок».
- экономия издержек: в наши трудные времена, когда приходится крепко задумываться об экономии, внедрение ISO 14001 приобретает смысл не только в контексте экологии – стандарт способен экономить организации деньги. Потенциал экономии в стандарте ISO 14001 заинтересует многих.
Использование узловых элементов ISO 14001:2015, таких, как внутренние аудиты; корректирующие действия; мышление, основанное на рисках; эффективное реагирование на жалобы потребителей, – все это может также принести дополнительную пользу организации. Эти составляющие СЭМ помогают предоставлять адекватные и своевременные услуги населению, уменьшают издержки, улучшают экологическую ситуацию. Но какие конкретные разделы и параграфы ISO 14001:2015 обеспечивают ту самую экономию издержек для местных органов власти и правительства, о которой мы здесь говорим?
Разделы ISO 14001:2015. Какие из них «кормят» проект внедрения?
Тут необходимо оговориться, что все параграфы ISO 14001 имеют значение при внедрении СЭМ – нет важных и неважных. Все имеют значение при сертификации и подтверждении соответствия. Но давайте пробежимся по тем, которые больше других обеспечивают экономию:
- Параграф №4 «Среда организации». Раздел жизненно важен для органов власти, ведь они имеют большое количество заинтересованных в их работе лиц. Действия затрагивают столь великое множество «клиентов», «поставщиков», «партнеров», – все общество. Только определив среду организации для каждого отдела и департамента можно иметь шансы на создание эффективной СЭМ.
- Параграф №5 «Лидерство». Региональные власти нанимают тысячи людей в разных ролях, ставят перед ними разные задачи. Стоит ли говорить, какое значение при таких исходных параметрах имеет такой фактор успеха, как лидерство. Подлинное лидерство не только направит организацию по пути реализации достижимых целей, но и продемонстрирует, напомнит о важности этих целей организации, заинтересованному в деятельности госорганов сообществу и обществу в целом.
- Параграф №6 «Планирование». Это важно, в том числе в контексте двух вышеперечисленных пунктов. Если специалисты, которые запускают проект, затрагивающий тысячи людей, рассчитывают на успех, то фаза планирования должна быть хорошо организована. Сами процессы планирования нужно анализировать. Необходимо их настроить, чтобы получившиеся результаты как клей скрепляли отдельные мероприятия проекта воедино.
Итак, узнав все, что мы узнали, вернемся и рассмотрим более подробно вопрос о преимуществах внедрения ISO 14001 для местных властей.
ISO 14001:2015. Преимущества СЭМ по ISO 14001:2015 для местных властей
Скорее всего, вы уже почувствовали, насколько многосторонни преимущества от создания системы менеджмента по ISO 14001:2015. Вот они одним списком:
- защита экосистемы планеты и сохранение ресурсов для будущих поколений;
- уменьшение издержек местных органов власти и их налогоплательщиков, повышение эффективности вложений и качества услуг;
- позитивные изменения вниз по цепочке поставок: изменившаяся закупочная политика сделает более ответственными в экологических вопросах и ваших поставщиков, эффект будет иметь широкий охват и преобразует целые отрасли. Местные органы власти в подобной ситуации превращаются в мощный проводник «лучших практик» и способов сокращения ненужных издержек. Получение дополнительного рычага управления на пути к улучшениям всех участников работы нельзя не признать еще одним преимуществом;
- репутационные дивиденды: создание СЭМ по ISO 14001:2015 в местных органах власти поднимет их авторитет, репутацию в обществе, дополнительно мотивирует сотрудников и партнеров трудиться с самоотдачей.
Итак, как мы видим, есть серьезные причины для того, чтобы задуматься о сертификации по ISO 14001:2015 местных органов власти и правительств. Сложности будут обусловлены особенностями, одна из которых заключается в необъятной широте среды организации у госструктур. Однако принципы остаются те же, а как следствие, остаются актуальными и преимущества. Если вы будете применять знаменитый цикл PDCA (Планируй-Делай-Проверяй-Действуй, – ред.), а также будете поддерживать в рабочем состоянии процессы мониторинга и измерений – польза от внедрения ISO 14001 станет заметна очень скоро и будет существенна. Проверьте, насколько хорошо в вашей организации действуют процессы коммуникации и обмена информацией, насколько они отвечают вашим потребностям. Это тоже очень важно, поскольку именно эффективность этих процессов позволяет убедиться, что экологические цели поняты и развивается движение к их достижению – это базисная основа «постоянного улучшения», о необходимости которого написано в ISO 14001. В 2013 году уже 300 000 организаций получили сертификаты ISO 14001. Когда правительство начнет выставлять местным властям и федеральным органам требование о прохождении этого типа сертификации – вопрос времени. Однако, как мы здесь доказали, местным властям просто выгодно заняться имплементацией ISO 14001. Тогда зачем ждать, когда такое требование появится? Почему не начать сейчас?
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий