Значение страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов для защиты граждан от последствий аварийных ситуаций
Несмотря на то, что Федеральный закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» действует довольно длительное время, большинство из наших сограждан не понимают той роли, которая им отведена в деле защиты от опасных проявлений производственных объектов.
Известно, что основным направлением в деле устранения негативных проявлений опасных объектов являются упреждающие мероприятия. В этом смысле страхование ответственности видится дополнительным стимулированием владельцев опасных объектов вкладывать необходимые средства в мероприятия, предупреждающие негативные проявления.
В нашей стране страхование рисков различного характера существует довольно давно. Однако принципы и порядки данного процесса до недавнего времени позволяли говорить о необходимости их усовершенствования. К примеру, в Гражданском кодексе имеется статья 1079, которая подтверждают ответственность собственников опасных объектов за причиненный вред, но компенсацию пострадавшие могут получить лишь в судебном порядке.
В Федеральном законе № 116-ФЗ, который вступил в силу в 1996 году, также было указано на необходимость страхования, однако и в нем имелись определенные недочеты: незначительные страховые суммы, ограниченный перечень страховых случаев и другое.
Социологический опрос подтвердил, что угрозу, которую таят в себе опасные объекты, понимают большинство из россиян. А более 80 % наших сограждан говорят о том, что компенсационные выплаты мизерные. Данное мнение сложилось благодаря тому, что те выплаты, которые были произведены пострадавшим от различных аварий, чаще всего зависели не от степени нанесения вреда, а от возможностей местных бюджетов.
Можно совершенно точно утверждать о том, что необходимость кардинальных изменений в области страхования ответственности и установления взаимоотношений между собственником опасного объекта и населением, имеется достаточно острая.
Попытки принятия такого закона начались в 2005 году, когда проект документа был принят Государственной Думой в первом чтении. Однако после этого, чтения переносились несколько лет подряд. Вспомнили о законе лишь после катастрофы, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС. И в 2010 году законопроект был одобрен на всех уровнях власти.
В большинстве своих положений Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» вступил в силу с начала 2012 года. Стоит отметить, что штрафы для владельцев опасных объектов, которые не исполняют требования данного документа, начали действовать спустя три месяца. Данный временной отрезок предназначался для осуществления процедуры страхования в соответствии с новым законом.
Владелец опасного объекта теперь обязан возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также жизни сотрудников предприятия. Также значительно выросли страховые премии и определен единый порядок страхования. Отличительной особенностью данного закона от предыдущих документов является фиксированное значение выплаты при смертельном случае.
Коснулись изменения также и деятельности экспертных организаций, которые согласно новому закону задействованы в следующих работах:
- расчет максимально возможного количества пострадавших;
- определение степени ущерба от вероятной аварии;
- определение уровня безопасности с целью обоснования понижающего коэффициента;
- проведение необходимого комплекса экспертных работ;
- осуществление согласованных с владельцем опасного объекта взаимодействий с органами Ростехнадзора, МЧС, другими органами государственной власти федерального и местного уровня;
- участие (по согласованию с владельцем объекта) в расследовании причин произошедших аварий.
Вероятнее всего, что общее количество экспертных компаний, которые будут предоставлять свои услуги в данной области на постоянной основе, будет не более 100. Из этого количества лишь пятая часть компаний будет в полной мере удовлетворять основным требованиям:
- необходимый опыт в области осуществления экспертных мероприятий, а также взаимодействия со страховыми компаниями;
- наличие отлаженных контактов взаимодействия с надзорными органами;
- наличие разветвленной сети филиалов и сотрудников, способных оперативно среагировать в необходимое время.
Несмотря на ощутимые положительные моменты, имеющие место быть после введения в действие Федерального закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», говорить о том, что он полностью решил накопленные за долгие годы проблемы не приходится. Очевидно то, что документом значительно повышены гарантии возмещения вреда, наносимого опасными объектами. Благодаря этому же происходит разгрузка бюджетов, за счет которых до не давнего времени осуществлялись выплаты пострадавшим от аварийных ситуаций.
Кроме того, эффективность данного документа во многом определяется содержанием подзаконных актов, а также результатом анализа имеющегося опыта деятельности в области страхования и экспертизы. Остается достаточно много вопросов, касающихся методических рекомендаций по обоснованию вреда и страховых выплат. Одним из вариантов устранения разногласий и неточностей является совместный диалог всех заинтересованных структур.
Следует также напомнить, что помимо упорядочения процесса страхования, одной из целей данного закона является повышение безопасности опасных объектов за счет дополнительного стимулирования владельцев данных объектов, которые стремятся осуществлять финансовые вложения в мероприятия, предупреждающие возникновение аварийных ситуаций.
Добавить комментарий