Завершение аттестации рабочих мест
Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий, направленный на улучшение условий труда на производственных объектах. Высокий риск угрозы здоровья, жизни, требует повышенного внимания, пересмотра контроля и проверки условий на рабочих местах. Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) – как одна из мер охраны труда, включающая в себя проверку состояния рабочих мер. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н, регулирующий работу по проведению аттестации, стал носить более требовательных характер. Предшествующий приказ Минздравсоцразвития № 569 от 31 августа 2007 года выражал больше интересы работодателей, нежели сотрудников. Создание аттестационной комиссии, составление документов, проведение замеров, оценка условий, карты аттестации рабочих мест – этот тот небольшой перечень процедуры аттестации. Она включает, в свою очередь, комплекс упорядоченных этапов. Работодателю важен положительный результат. Итак, каков же он, итог работы оценки условий и что подразумевает в себе завершение АРМ?
Инструментальные замеры факторов производственной среды, оценка травмоопасности, обеспечения средствами коллективной защиты – основная часть работы по проведению аттестации. Результаты, полученные в ходе анализа, являются свидетельством соответствия условий труда на рабочих местах. Подтверждением является пакет документов об аттестации, который создается аттестационной комиссией и работодателем. Именно он является завершающим этапом проведения аттестации на предприятии. В соответствии с правилами, пакет документов содержит:
- приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии,
- график проведения работ по аттестации,
- перечень рабочих мест,
- карты аттестации рабочих мест,
- сводная ведомость результатов АРМ,
- сводная таблица классов условий труда,
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда,
- сведения об аттестующей организации,
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам АРМ по условиям труда,
- заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии),
- предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии), итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации,
- приказ о завершении аттестации и утверждение отчета.
Документы хранятся в организации в течение 45 лет. Результаты же являются действительными в течение определенной приказом периодичности – пяти лет. Довольно частыми являются случаи, когда они спасали работодателя от уголовной ответственности. При расследовании несчастного случая на производстве первым делом запрашиваются результаты аттестации, так как большинство случаев происходит от неблагоприятной организации рабочего процесса. Если рабочее место было признано соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, то ответственность с работодателя снимается. Подробнее о назначении каждого документа, входящего в отчет об аттестации, Вы можете ознакомиться в материале: «Документы для аттестации рабочих мест».
Последнее слово за…
После утверждения отчета работодатель обязан в десятидневный срок предоставить на бумажном и электронном носителях в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ сводную ведомость результатов АРМ по условиям труда и сведения об аттестующей организации. Для реализации этого пункта информацию необходимо предоставлять в соответствии с Приказом Федеральной службы по труду и занятости населения от 31 августа 2001 г. № 193в. Важно, чтобы документы были предоставлены в правильном оформлении, в полном объеме и в срок.
Государственный инспектор проводит их полный анализ на соблюдение требований законодательства об охране труда. Его полномочия регламентируются Федеральным законом от 26.11.2008 № 294-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 № 489. Он имеет право на:
- принятие решения о приостановлении деятельности организации, определенных структур, ведомств, филиалов,
- принятие решения о временном прекращении эксплуатации зданий, в которых трудовой процесс представляет опасную угрозу жизни и здоровья для работников,
- предъявление требований по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда работников,
- оценка деятельности аттестующих организаций,
- формирование предложений в ежегодный план проверок.
Что касается деятельности организаций, предоставляющих услуги в области АРМ, то в последнее время законодательство стало строже относиться и к ним. Одно дело – независимость, другое – исполнительность и добросовестность, а также законные основания для предоставления соответствующих услуг. Аттестующие организации, которые не прошли в установленном порядке (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 205н) государственную аккредитацию, оказывать услуги в области охраны труда не имеют права. Если государственный инспектор выявит подобное попустительство, результаты аттестации будут признаны неэффективными и ее придется проводить повторно. Информация о выявленных фактах нарушений трудового законодательства направляется в органы прокуратуры, ФАС, ФНС.
Инспектор по труду имеет право проводить плановые, внеплановые, документальные и выездные виды проверок на соответствие полученных результатов по АРМ в организациях.
Плановые проверки утверждаются руководителем Гострудинспекции и направляются в Генеральную прокуратуру РФ, в полномочия которой входит формирование ежегодного сводного плана проверок до 31 декабря текущего календарного года. В ней содержится информация о дате проведения проверки и название организации, которая попала «в поле зрения» вышестоящих инстанций.
Внеплановая проверка проводится в тех случаях, если работодатель не устранил нарушения, при поступлении жалоб на работодателя со стороны сотрудника и по запросу самого сотрудника для проверки условий труда на его рабочем месте. Установленные в ходе аттестации вредные и опасные условия на рабочих местах также могут являться основанием для подобного вида проверок.
Существуют также и такие виды проверок, как документарная и выездная. Выездная проверка проводится в случаях, когда не удается увидеть по представленным документам реальную картину ситуации на рабочих местах или, если возникли сомнения по поводу представленных данных. Как правило, выездная проверка является самой объективной, достоверной, беспристрастной, независимой оценкой ситуации на рабочих местах. В ходе нее выявляются все несоответствия, которые были упущены в ходе проведения аттестации, нарушения по тому факту, что комплекс мер так и не был реализован в трудовом процессе или был внедрен, но частично и т.д. Информация о проведении всех видов проверок субъектов РФ, о нарушениях, выявленных государственной инспекцией по труду, находятся в открытом доступе на сайте Федеральной службы по труду и занятости населения РФ.
После проверки качества представленных результатов проведения аттестации, инспекция по труду готовит заключение, в котором принимает решение о соответствии полученных результатов при АРМ.
Добавить комментарий