Взаимосвязь промышленной и пожарной безопасности на производственных объектах
В последние годы специалисты в области безопасности на промышленных производственных объектах пришли к выводу, что нет смысла использовать и изучать параллельно два направления в этой области: «промышленная безопасность» и «пожарная безопасность». Они взаимосвязаны и боле того одно из них практически «поглощает» другое. Было принято решение ввести совершенно новую специализацию – «пожарная и промышленная безопасность».
До объединения каждый из подходов развивался самостоятельно и лишь в 2012 году появились схожие диагностические технологии и методологии оценки рисков по обеспечению безопасности.
Основной нормативный документ, регламентирующий деятельность по обеспечению промышленной безопасности на предприятиях повышенной опасности появился в 1997 году – он назывался «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Что касается пожарной безопасности, то в этой области только в 2008 году был принят ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Основной задачей закона о промышленной безопасности является решение следующих фундаментальных для этой сферы проблем: государственный контроль на поднадзорными опасными производственными объектами, обеспечение лицензионной и разрешительной деятельности, введение и совершенствование нормативного регламента. Это проявляется в том, что каждое предприятие, имеющее в своей структуре опасный производственный объект в обязательном порядке должно выполнить следующие функции:
- Проведение процедуры регистрации ОПО.
- Получение лицензии в соответствии с законодательством и реализацией того или иного вида деятельности.
- Декларирование промышленной безопасности.
- Получение соответствующих страховок.
- Реализация программы по повышению уровня квалификации специалистов в области ПБ и их аттестация.
- Проведение необходимых экспертиз и сертификатов.
- Осуществление производственного контроля.
- Прочие.
Технический регламент, имеющий форму федерального закона и появившийся в 2008 году, впервые в Российской Федерации ввел не абстрактные значения допустимого риска чрезвычайных происшествий и аварий, проявляющихся в виде возгораний, пожаров и зачастую опасных взрывов, а совершенно конкретные – цифровые. Так, например, вероятность риска пожаров на территории ОПО не должна быть выше 1на 1,0 млн. в течение года, а аналогичный показатель, только в отношении людей, находящихся в зоне, подверженной этому виду аварии, составляет уже 1 на 100,0 млн.
Следующим принципиальным моментом в сфере обеспечения на производственных объектах пожарной безопасности является норма, которая в техническом регламенте прописана в ст.6, п.1. Она провозглашает следующий тезис – объект, с точки зрения пожарной безопасности, может считаться защищенным тогда, когда выполнены все профильные требования и нормы, предусмотренные федеральным законодательством, а риск возникновения пожара на нем не превышает допустимые уровни, зафиксированные техническим регламентом. Причем в законе четко сказано, что даже если требования пожарной безопасности для какого-то производственного объекта не разработаны, то в случае соблюдения законодательного регламента он в этом отношении может считаться защищенным.
Специалисты заявляют, что методика 2008 года тоже является небезупречной и критикуема профессиональным сообществом. Появившаяся вероятность соблюдения норм и требований к пожарной безопасности производственного объекта с помощью расчета допустимого риска возникновения возгораний, пожаров и разрушительных последствий этих негативных явлений, привела к тому, что резко повысились требования к компетенции этой сфере специалистов. Только высокопрофессиональные специалисты в состоянии качественно провести эти расчеты. А их недостаточная подготовка, халатность или ошибка может привести к необратимым последствия.
Более того, это немалые финансовые вложения в кадры и вот здесь начинаются проблемы. В профессиональной сфере стали появляться люди, которые все чаще делают неквалифицированные заключения, относящиеся к оценке рисков возникновения пожаров. Органы, анализирующие эти документы, сталкиваются с подобной проблемой постоянно. Подобные явления происходят несмотря на аккредитацию специалистов в этой области. Все это вынуждает ужесточать требования государственных надзорных органов и вводить в Административный регламент соответствующие изменения. Так, например, созрела необходимость проверки даже тех производственных объектов, на которых уже разработаны и введены соответствующие федеральному законодательству расчеты риска возникновения возгораний и пожаров.
Что касается законодательства, регулирующего деятельность опасных производственных объектов в области промышленной безопасности, то здесь также дело не стоит на месте. Специалисты полагают, что действующий федеральный закон от 1997 года достаточно усложняет конструкцию безопасности и нуждается в корректировке. Первым предложением в новый законопроект стало введение градации опасных производственных объектов. Теперь их стало 4, в зависимости от степени опасности. Причем, для каждого из них существует своя специфическая система надзора – формы, методы и т.д. Также в новом документе отсутствует порядок, регламентирующий процедуру осуществления экспертизы промышленной безопасности. Но главное, в предложенном проекте закона была поставлена точка в споре государства и бизнес-сообщества в части использования альтернативного подхода к оценке промышленной безопасности.
Предыдущее законодательство, по сути, разрешало игнорировать требования промышленной безопасности. Именно это и лоббировал крупный бизнес, считавший, что западная технология определения допустимых значений риска возникновения аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, для них наиболее приемлемый вариант. Они предлагали подход, при котором, если расчетный риск аварий получался меньше нормативного, то с точки безопасности объекта все нормально. Причем процедуру расчета альтернативного варианта предлагалось проводить посредством использования соответствующих компьютерных программ.
Добавить комментарий