Взаимодействие регуляторов с промышленностью по предотвращению крупных аварий на примере Великобритании
Опытом работы по регулированию и предотвращению опасных аварий на крупных предприятиях поделилась Сандра Ашкрофт, представив свой доклад на XI Международном форуме по промышленной безопасности. Являясь председателем Рабочей группы по внедрению Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и руководителем Управления химической промышленности, она рассказала об основных направлениях взаимодействия регуляторов с промышленностью на примере Великобритании.
В 1982 г. принята Директива Севезо I, в 1996 г. она была пересмотрена, а недавно достигнуто соглашение о новой Директиве, которая в Европе должна вступить в силу в середине 2015 г. Согласно данному международному документу регулированию подлежат объекты, на территориях которых размещаются опасные вещества в количествах, превышающих пороговые значения.
Деятельность по регулированию опасных объектов осуществляется по трем основным направлениям: их выявление, уведомление об их функционировании, принятие мер по предупреждению аварий или мер по снижению воздействия и последствий аварий, если они происходят. Здесь можно обнаружить сходство с содержанием Федерального Закона РФ под номером 116.
В соответствии с директивой предусматриваются два уровня контроля: для промышленных объектов с низшим уровнем опасности и высшем, для последнего предусмотрены более жесткие требования. Для осуществления контроля на своих объектах и разработки соответствующих механизмов операторы должны опираться на ряд нормативных документов. Один из них – МАРР – документ, определяющий политику предотвращения крупных аварий на предприятии, в раках которой ведется работа по управлению промышленной безопасностью и возможными экологическими рисками. Другой документ – Паспорт промышленной безопасности объекта или, другими словами, отчет о мерах безопасности на объекте. В нем описаны вероятные сценарии аварий на предприятиях высшего уровня опасности, а также указан порядок действий, направленных на снижение негативного воздействия, если аварийная ситуация произойдет. На новых предприятиях такой Паспорт разрабатывается перед началом его эксплуатации, а потом в процессе эксплуатации.
Предприятия, отнесенные к объектам высшего уровня опасности, должны иметь внутренний и внешний планы действий при авариях и эвакуации людей, предоставлять доступную для общественности информацию. В процесс должны вовлекаться службы быстрого реагирования и местные организации по ликвидации ЧС. Планы следует периодически пересматривать и дорабатывать, проверяя их действенность на практике. Политика промышленной безопасности должна осуществляться на предприятиях низшего уровня опасности, регулирует ее такой же «живой» документ, который периодически пересматривается.
Требования Директивы Севезо предусматривают наличия системы по планированию землепользования, которая учитывает месторасположение промышленного объекта. В Великобритании это вопрос решается через Закон о градостроительном планировании в городах и сельской местности. Согласно этому Закону собственники опасных производственных объектов (ОПО, — ред.) должны запрашивать разрешение на размещение и хранение опасных веществ на территории своего предприятия у местных органов власти, которые запрашивают информацию о застройке у Исполнительного комитета по вопросам охраны труда и безопасности (HSE, — ред.). В случае если такое разрешение выдано, вокруг объекта создается «зона согласований». При этом каждый раз при застройке территорий местные власти должны будут обращаться в HSE за рекомендациями по поводу того, можно ли ее проводить, принимая во внимание социально-экономические выгоды, которые могут быть получены. Однако не всегда взгляды застройщика и HSE совпадают, и тогда вопрос решается в судебном порядке.
В Великобритании Директива Севезо реализуется через Правила контроля опасности возникновения крупномасштабных аварий на производстве (COMAH, — ред.), которые регулируют деятельность наземных объектов, складирующих на своей территории опасные вещества, превышающие пороговые значения. Согласно Правилу 4 СОМАН оператор несет ответственность за осуществление контроля на предприятии и принятии всех мер по предотвращению ЧС. Регулятор же, в свою, очередь имеет право остановить работу предприятия, если меры по обеспечению безопасности будут признаны недостаточными. Понятие «необходимые меры» применяется по принципу ALARP, когда меры, предпринимаемые по предотвращению аварий, пропорциональны уровню риска, который снижается до минимально низкого.
В прошлом году в Европе была принята новая Директива Севезо III. К лету 2015 г. ее должны принять в Великобритании. В связи с этим будут пересматриваться Правила СОМАН с целью внесения изменений, прописанных в Севезо III. Новации касаются, прежде всего, перехода на новую европейскую систему классификации и маркировки химических веществ (Регламент CLP, — ред.), согласно изменениям в классификации Конвенции опасных веществ. Другие новшества касаются улучшения качества и доступности информации для общественности, ее участии в процессе принятия решений по поводу охраны окружающей среды, вопросов правосудия посредством интернета.
В стране повысилось качество правового регулирования инспекций, которые проводятся либо по предписанию минимального промежутка времени между двумя последовательными проверками ОПО, либо на основе оценки риска. Регулирование осуществляет «компетентный орган», действующий в рамках директивы и Правил СОМАН. Компетентный орган имеет ряд обязанностей по управлению системой по предотвращению крупных аварий, оценивает эксплуатацию объектов с точки зрения обеспечения безопасности, предоставляет информацию в ЕС в случае возникновения ЧС.
В завершении своего доклада Сандра Ашкрофт сказала несколько слов о работе по обновлению правил СОМАН, где будут отражены изменения, внесенные Директивой Севезо III. Отметила активное взаимодействие с представителями промышленностями и местными органами власти и заявила, что к июню 2015 в Великобритании новые Правила должны вступить в силу.
Добавить комментарий