Варандейский терминал, как северный форпост «Лукойла»
Одним из самых удачных проектов, воплощенных в реальность компанией «Лукойл», является Варандейский терминал, представляющий собой Стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП, — ред.). Его пропускная способность составляет 12 млн. тонн нефти/год.
Основная функция терминала – обеспечение транспортировки нефти, получаемой одной из ведущих нефтяных компаний в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции близ пос. Варандей ЯНАО. Отсюда углеводородное сырье танкерами транспортируется на накопитель «Белокаменка» в Мурманске, откуда происходит дальнейший экспорт. Ввод в действие СМЛОП осуществлен в 2008 году. С тех пор его работа проходит в любое время года, а для нормального функционирования во время холодов привлекают ледоколы.
Двухниточный трубопровод соединяет берег с причалом, расположенным на расстоянии 22 км. Глубина Баренцева моря в этом месте составляет 17 метров. Общий вес сооружения составляет 11000 тонн, а высота – порядка 50 метров. Конструктивно стационарный морской представляет собой основание – опору, где располагаются жилой модуль, рассчитанный на 12 человек, и технологические системы. Основным рабочим элементом причала является ШГУ – поворотное швартово-грузовое устройство, располагающее стрелой и площадкой для посадки вертолетов. Для обеспечения максимальной устойчивости ледовым нагрузкам основание причала имеет форму восьмигранника и крепление к морскому дну с помощью 24-х свай.
Особенность данного региона в том, что лед толщиной в 2 метра покрывает Баренцево море здесь около 240 дней в году, а температура воздуха зимой может достигать – 50 0С. Выносной вариант причала обусловлен небольшой глубиной прибрежной территории и постоянных течений. Расположение в двух десятках метрах от береговой линии позволяет крупным танкерам без труда производить швартовку и погрузочные работы.
Помимо нефтяного терминала, заполярная система транспорта нефти включает в себя нефтепровод общей протяженностью 160 км, резервуарный парк вместимостью более 300000 куб.м., насосную станцию, морские суда основного и вспомогательного назначения, перевалочный комплекс на 250000 тонн и поселок вахтовиков.
Обеспечением безопасности при швартовке, маневрировании и погрузочных работ танкерами занимаются ледокол – буксир и вспомогательный ледокол. Эти же суда занимаются доставкой всего необходимого с берега на причал и обратно. Кроме этого, на них возложена обязанность по тушению вероятных возгораний при помощи системы пожаротушения и ликвидации разливов.
Обеспечение экологической безопасности на самом причале осуществляется благодаря трехступенчатой системе защиты, работающей в автоматическом режиме. Данный факт подтверждает то, что стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал продолжает принципы «Лукойла» в плане полного отсутствия негативных выбросов. Таким образом, воды Баренцева моря полностью защищены от всевозможных загрязнений со стороны причала.
Суровые климатические условия региона определили внедрение уникальных технологий при создании транспортной системы Варандея. Проложенный в надземном исполнении нефтепровод на всем своем протяжении оборудован системой подогрева коаксиальным кабелем. Это исключает застывание нефти в процессе ее транспортировки. При строительстве резервуаров на вечной мерзлоте использована технология, позволяющая принудительно замораживать грунт под емкостями.
Особенность насосной станции заключается в производительности, составляющей 8 тыс. куб.м/час, что позволяет загружать танкера дедвейтом 70 000 тонн за 10-12 часов. Это еще один из показателей надежности причала, расположенного в зоне нестабильных климатических условий.
Нефтепровод, проложенный под водой и соединяющий причал с береговыми сооружениями, является универсальным средством транспортировки, позволяющим перемещать нефть с различной температурой застывания. Этот нефтепровод диаметром 820 мм исключает застывание нефти не только во время транспортировки, но и при плановых и аварийных отключениях.
Общая стоимость всех сооружений системы транспорта нефти Варандея достигает 78 млн. рублей.
Это поистине уникальное сооружение занесено в Книгу рекордов Гиннеса в качестве нефтяного терминала, расположенного севернее остальных и функционирующего круглый год.
Добавить комментарий