Установление нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте – порядок, критерии, недочеты
Такое понятие, как «нарушение условий жизнедеятельности» (НУЖ, — ред.), впервые прозвучало в Федеральном законе № 225-ФЗ от 27.07.2010 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (закон № 225-ФЗ). Согласно данному документу, к НУЖ относятся ситуации, происходящие после аварий, результатом которых является невозможность проживания граждан из-за угрозы их жизни, здоровью или имуществу.
Размер компенсационных выплат в этом случае составляет до 200 000 рублей на каждого потерпевшего. Если возникает ситуация, при которой денежных средств недостаточно, в первую очередь удовлетворяются требования, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью граждан.
В этом же документе разъясняется, что размер компенсационной выплаты в связи с НУЖ зависит от затрат потерпевшего на переезд, проживание в местах временного пребывания и приобретение жизненно важных материальных средств. Документы, подтверждающие НУЖ, выдаются в органах местного самоуправления по заявлению пострадавших.
Для получения компенсационных выплат пострадавшему с требованием о возмещении вреда следует предоставить в страховую компанию следующие документы:
- документ, свидетельствующий о НУЖ, который выдается в местных администрациях;
- документы, свидетельствующие о расходах, которые понес пострадавший при вынужденном переезде, проживании в местах временного пребывания и приобретении жизненно важных материальных средств.
К расходам также относятся страховые взносы при движении на различные рода транспорте, а также средства, потраченные на приобретение чистого постельного белья. При движении на личном транспорте следует предоставить платежные чеки, подтверждающие покупку горючего топлива. При этом расход топлива будет рассчитываться исходя из утвержденных тарифов.
Расходы, которые понес пострадавший при проживании в местах временного пребывания, должны быть подтверждены платежными документами гостиниц, договорами найма и прочим. При этом в счет берутся только документы, подтверждающие проживание в гостинице уровня 3 звезд.
При отсутствии каких-либо документов, свидетельствующих о затратах потерпевшего на проживание, расчет ведется относительно ставки в 400 рублей за каждые сутки, но не более полугодичного срока со дня наступления случая НУЖ.
При возмещении расходов, связанных с приобретением жизненно важных предметов, учитываются платежные документы, подтверждающие покупку посуды, медикаментов, продуктов питания и другого. В случае отсутствия чеков и накладных пострадавшему производится выплата с учетом величины прожиточного минимума.
Порядок фиксации НУЖ происходит в соответствии со специально разработанным Порядком, утвержденным МЧС в 2011 году.
В соответствии с этим документом, критериями, подтверждающими НУЖ в результате аварий, являются:
- отсутствие нормального проживания пострадавшего из-за разрушения или частичного повреждения жилых зданий, а также неработающих коммунальных систем;
- отсутствие транспортного сообщения с территорией, не пострадавшей от аварии;
- несоответствие санитарно-эпидемиологического состояния территорий, попавших в зону воздействия, нормам и требованиям безопасности.
В результате принятия данного Порядка, появилась ясность и обоснованность основных моментов, касающихся такого аспекта происходящих аварий, как нарушение условий жизнедеятельности. Однако говорить об обоснованности всей картины пока не приходится. Ниже будут рассмотрены основные вопросы, которые требуют дополнительных разъяснений и определений.
- Критерий НУЖ исходя из невозможности проживания пострадавшего в жилом помещении.
В документе отсутствует точное определение «жилого помещения». Также не сообщается о том, считаются ли гостиницы таковыми. Имеются также неясности в плане определения степени износа зданий. Следует также рассмотреть возможность добавления дополнительных факторов, влияющих на признание жилого помещения не подходящим для проживания.
- Критерий НУЖ по причине отсутствия системы теплоснабжения.
В Порядке имеется методика по замеру температуры и влажности в помещении, однако не в полной мере приведены требования к приборам, используемым для этого, а также требования, которые предъявляются к обслуживающему персоналу. Отсутствует также алгоритм действий в следующих случаях:
- несоответствие показателей помещений нормам до момента наступления аварии;
- несоответствие лишь одного показателя;
- несоответствие в части помещений здания.
- Критерий НУЖ по причине нарушения системы водоснабжения.
В Порядке имеется пункт, в котором указано, что проживание человека нарушено в том случае, когда вода не поступает в жилое помещение более 24 часов. Однако ничего не сказано про тот случай, когда вода поступает, но использовать ее невозможно по причине плохого качества.
- Критерий НУЖ по причине нарушения электроснабжения.
Отсутствуют пояснения, связанные с прибором, который следует использовать для проверки состояния электроснабжения. Кроме того, нет требований, предъявляемых к персоналу, который должен производить замеры, а также отсутствует порядок фиксации момента прекращения электроснабжения.
- Органы местного самоуправления.
Будет целесообразно, если в Порядке будет указан перечень актов и документов, в которых регламентирована деятельность государственных органов, уполномоченных в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций.
- Пакет документов, предоставляемый пострадавшим.
Не совсем понятно, какой адрес указывать пострадавшему в соответствующей графе заявления, а также каким образом подтвердить фактический временный адрес документально.
- Общие положения.
Отсутствуют четкие требования, предъявляемые к персоналу, производящему оценку и заключение о НУЖ. В этом процессе также отсутствуют определенные заинтересованные лица, например, представители страховой компании.
В свете обозначенных выше моментов, имеет смысл доработать существующий документ, либо же предусмотреть выпуск дополнительных методических рекомендаций к существующему варианту Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте.
Добавить комментарий