Уроки газовой трагедии в индийском Бхопале – взгляд в прошлое

Вторая сессия 11-го Международного форума промышленной безопасности была посвящена «Урокам техногенных катастроф», причинам и последствиям крупных техногенных аварий, произошедших за последние годы, а также мерам, принимаемым для их предотвращения. О газовой трагедии, случившейся 28 лет назад, рассказал директор Индийского института нефти при Совете по научным и промышленным исследованиям Мадхукар Онкарнатх Гарг.

2 декабря 1984 г. в городе Бхопале, расположенном в центральной части штата Мадхья-Прадеш, произошла самая ужасная промышленная катастрофа – утечка ядовитого газа с завода «Union Carbide India Limited». Еще в 60-е годы индийское Правительство стало поощрять иностранные компании вкладывать инвестиции в Индию. Компания «Union Carbide» была приглашена для строительства завода по производству инсектицида, больше известного как карбамат.

Город Бхопал не случайно был выбран местом размещения завода. Во-первых, он располагался в центральной части страны. Во-вторых, там уже действовала промышленная политика. Требования властей заключались в том, чтобы метилизоцианат, или МИЦ, используемый для производства карбарила, не производился на заводе, а импортировался. Но на деле, прежде всего, из-за жесткой конкуренции, «Union Carbide» открыла производство сырья и прочих химических элементов, используемых в производстве этого инсектицида.

Какие же химические процессы выполнялись на заводе для получения нужного продукта? Монометиламин смешивали с фосгеном и посредством каталитической реакции получали МИЦ, при этом фосген производили при сольватации окиси углерода с хлором. Далее химикат смешивали с нафтолом и получали конечный продукт.

В ту ужасную декабрьскую ночь 1984 г. недалеко от установки по производству МИЦ разорвался аварийный клапан в высокой вытяжной трубе, после чего содержимое емкости стало выходить наружу. В результате, в атмосферу попало около 41-й тонны паров ядовитого вещества. В 33 метров над уровнем земли образовалось газовое облако, которое, двигаясь в юго-восточном направлении, накрыло порядка 40 кв. км. городской территории. МИЦ чрезвычайно летучее вещество, очень ядовито и имеет сильный запах, поэтому спустя всего несколько часов улицы города заполнились трупами людей и животных. Почти 3 800 человек умерли сразу, 10 000 человек в течение 10 дней, 300 000 – пострадали. «Впервые в мирное время весь город был отравлен газом», – как впоследствии о трагедии напишет журнал «Chemical and Engineering News». После аварии в город со всех стран мира начали прибывать добровольцы, эксперты, представители неправительственных организаций, политики и, конечно, юристы из США.

Причин аварии называлось несколько. На форуме были озвучено несколько основных версий. Согласной первой, в емкость с МИЦ через систему очистки попало около тонны воды, в результате чего произошла бурная экзотермическая реакция. Катализатором стали частички ржавчины, содержащиеся в воде. Вследствие экзотермической реакции произошел скачок давления, выбивший аварийный клапан. Другая причина – не сработала система безопасности, которая на тот просто не функционировала. Нужно также отметить, что не допускается хранение МИЦ в больших емкостях и наполнять их выше рекомендованных уровней. Кроме того, этот химикат необходимо хранить в охлажденном состоянии при температуре 4.5°C. Между тем, устройство для нейтрализации токсичных выбросов был отключен, система охлаждения емкости не работала, а охлаждающая жидкость не была слита, не функционировала также и система дожига газа. Получается, что произошедшая трагедия – результат человеческих ошибок в сочетании с неисправностью оборудования.

Однако при сравнении индийского завода с аналогичным в Западной Вирджинии получается следующая картина. На емкости завода в Западной Вирджинии были установлены: четырехступенчатая система сигнализации, задвижки, препятствующие попаданию воды из труб и две дожигающие трубы. Клапаны были изготовлены из углеродистой стали. В то время как на индийском была установлена одна ручная резервная система сигнализации, одна дожигающая труба. Задвижек вообще не было, а клапаны были изготовлены из нержавеющей стали, подвергаясь в процессе эксплуатации окислению. Нарушения были допущены и в производственных процессах. Не работали дожигающие трубы и скруббер, тогда как в емкости содержалось большое количество МИЦ. Запасная емкость также была полна, причем, обе были заполнены более чем на 75 %.

Ранее также случались аварии, но гораздо меньшего масштаба, однако уроки из них до момента страшной трагедии извлечены не были. Вообще, при строительстве завода никто даже не предполагал, насколько опасным может быть МИЦ. Недостаточная информированность, необученность персонала, сокращение штата, в целях сокращения расходов и фонда заработной платы. Это тоже сыграло роль в произошедшей катастрофе.

Компания «Union Carbide» сняла с себя всякую ответственность. По мнению их специалистов, имел место случай саботажа. Вся вина была переложена на индийскую компанию «Union Carbide India Limited». В 1985 году индийский завод закрыли, а в 1989 г. Верховный суд Индии постановил, что «Union Carbide» должна выплатить пострадавшим, 470 миллионов.

После произошедшей катастрофы было принято решение для синтеза подобных веществ использовать экологические принципы «зеленой химии». Основные из них предусматривают полный отказ от производства опасных химических веществ. Если же невозможно отказаться от их производства, то только в необходимых объемах для проведения реакции. Хранение опасных веществ допускается только в небольших объемах.

В заключении М.О. Гарг отметил, что для предотвращения подобных аварий в стране приняты новые законодательные акты, для строительства новых промышленных объектов применяется новая методология еще на стадии проектирования, включая анализ рисков, эксплуатационной безопасности и работоспособности. Активно работает Управление по борьбе с загрязнением окружающей среды, которое дает разрешение на строительство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: