Управление изменениями в ISO 9001:2015
Процесс разработки пятой редакции ISO 9001 плавно движется к своему завершению. Началась эта работа еще в 2012 году, с изучения проблем, вызвавших затруднения у пользователей действующего в данный момент ISO 9001:2008. В начале 2015 ожидается голосование по FDIS (Final Draft International Standard – Окончательный проект международного стандарта, – ред.), а к концу 2015 года должна последовать уже официальная публикация. Если между редакцией ISO 9001 2008 года и версией 2000-го не было практически никакой разницы – изменения носили сугубо терминологический характер, – то новая редакция от нынешней будет отличаться очень существенно. В частности, разработчики из Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) обогатили самый популярный в мире стандарт менеджмента качества модной концепцией управления изменениями (management changes, – ред.). Это совокупность подходов к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Но управление изменениями большинство наших читателей интересует так же, как ящик с инструментами, поэтому кроме определения стоит сказать пару слов о том, «что там есть». А есть в управлении изменениями разработанная система анализа рисков, которые возникают при проведении реформ в организации. Есть группа специализированных уравнений, помогающих понять и не упустить слагаемые успеха во время перемен. Есть в управлении изменениями и классификация изменений, которая очень важна, так как выбор конкретной группы инструментов из всей совокупности лежащих в ящике, если продолжить сравнение, зависит от того, о каком типе изменений идет речь. Например, для «индивидуальных изменений» применяются «психодинамический» и «бихевиористский» подходы. Рассказ о сути этих подходов выходит за рамки данной статьи. Кроме «индивидуальных изменений» в менеджменте выделяют «командные» и «организационные» изменения. В проекте ISO 9001:2015 этим подходам в рамках работы с системой менеджмента качества (СМК, – ред.) уделены пункты 6.3 (Планирование изменений, – ред.) и 8.5.6 (Управление изменениями, – ред.).
Пункт 6.3 гласит, что организация должна идентифицировать свои потребности в изменениях, эту работу необходимо выполнять последовательно и систематически. При работе с имплементацией необходимых изменений нужно иметь в виду цели и потенциальные последствия изменений, учитывать последствия изменений в каком-то одном аспекте единой СМК для всех остальных, связанных с ней частей единого организма. Не стоит забывать о ресурсах для изменений, вопросах ответственности за процессы изменений. В пункте 8.5.6 сказано, что компании необходимо отслеживать и управлять незапланированными изменениями. Необходимо поддерживать документированную информацию по этому вопросу.
По управлению изменениями существует достаточно много отраслевых и локальных стандартов, ни один из которых пока не пользуется решительной поддержкой большинства заинтересованных специалистов в мире. Например, существует норматив, который так и называется «Standard for Change Management» («Стандарт по управлению изменениями», – ред.), над ним работают и его редактируют в организации международного уровня «Association of Change Management Professionals». Во многих стандартах ISO управлению изменениями уделены целые разделы. Особенно плотно подход эксплуатируется в технических документах, которые выпускают для IT-отрасли. Под завершение этого беглого обзора стоит отметить и еще один факт. Управление изменениями тесно связано и особенно активно используется в проектных стандартах. Сам факт интеграции этого концепта в модель менеджмента качества по ISO может привлечь внимание и послужить доводом в споре тех специалистов, которые противопоставляют стандарты на системы менеджмента и стандарты по управлению проектами.
Добавить комментарий