Цели добровольной сертификации
Основная цель добровольной сертификации очевидна – повышение конкурентоспособности своего товара или услуги. Порой кажется, что потребитель на практике обращает не слишком пристальное внимание на упаковочные сертификационные знаки, однако, социология доказывает обратное. Недавно проведенный на эту тему опрос показывает, что 48% обычных покупателей смотрят на маркировку упаковок, а 20,5% из них считают эту деталь «крайне важной». Конечно, товар, проверенный на соответствие даже необязательным по закону стандартам будет пользоваться большим доверием клиента. Таким образом, добровольная сертификация является важным маркетинговым инструментом, при помощи которого одна компания может потеснить на рынке другую, при том, что во всем остальном их работа одинакова.
Впрочем, конкретный потребитель здесь только вершина айсберга, ведь чтобы добраться до него нужно эффективно взаимодействовать с партнерами и госструктурами, а здесь добровольная сертификация бывает просто необходима. Соответствие необязательным по закону стандартам может выставляться в качестве обязательного требования при участии в тендере. Крупные торговые сети не редко решают: сотрудничать с поставщиком или нет в зависимости от того, насколько они могут быть уверены в качестве продукта еще до того как он попал на прилавок. Сертификация – как независимая оценка товара второй или третьей стороной им в этом первый помощник. Соответствие нормативам стандартов может быть условием допуска в СРО (Саморегулируемые организации, – ред.), а это большие возможности для бизнеса. Целенаправленная работа в системе добровольной сертификации может оказаться еще более насущной при выходе на зарубежные рынки, прежде всего, на европейский. Стоит помнить, что на рынке Евросоюза сертификация развивается уже давно и куда более интегрирована в деловые отношения, чем в России. Есть и немаловажный психологический момент. К продукции из России относятся с большим подозрением, чем к аналогичной внутриевропейской, отсюда еще большее, чем обычно внимание к подтверждению соответствия. Разумеется, заказчик в ЕС, при этом, уже не обращает внимание: носит ли интересующий его стандарт обязательный для российских компаний характер.
Важной целью, которую преследуют предприниматели, когда работают в сфере добровольной сертификации, является превентивная реакция на возникающие в сфере стандартизации и сертификации проблемы. Добровольная сертификация, согласно закону «О техрегулировании» не заменяет обязательного подтверждения соответствия. Но продукцию и услуги можно сертифицировать на соответствие ГОСТ Р и ТУ (Технические условия – разрабатываемые заказчиком или производителем требования к продукции, – ред.). Протоколы добровольной сертификации на соответствие национальным стандартам и международным нормативам СМК (системы менеджмента качества, – ред.) могут стать аргументом при проведении обязательного подтверждения соответствия. Схемы обязательной и добровольной сертификации практически не отличаются друг от друга. Однако при добровольной – предприниматель сам выступает инициатором сертификации и сам выбирает стандарты, на подтверждение которым орган по сертификации будет проверять его работу. Кроме того, при добровольной сертификации для проходящего многочисленные проверки и экспертизу предприятия не может наступить никаких юридических последствий. Продукцию компании не могут снять с продаж, за нарушение правил добровольного подтверждения соответствия не предусмотрено ни уголовной, ни административной ответственности.
Среди важных целей сертификации – самосовершенствование организации, которая работает в этом направлении. Пороки в производстве продукции закладываются на стадии планирования, руководства и других аспектов деятельности предприятия, которые обязательная сертификация обычно не затрагивает, поскольку она формируется исходя из соображений безопасности. Добровольная сертификация на соответствие таким международным стандартам, как ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 держит предприятие в тонусе, устраняет в зародыше проблемы, которые впоследствии снизят качество товара и повлекут за собой проигрыш в рыночном соревновании за клиента. Добровольная стандартизация может организованно подталкивать все предприятие к самосовершенствованию в выбранных направлениях. Стоит также сказать, что работа с такими «необязательными» стандартами существенно повышает имидж компании в деловом сообществе и среди клиентов.
Все перечисленное – цели, которые преследует компания при работе с добровольной сертификацией, однако, есть и общие задачи, возложенные обществом на сертификацию, как на общественный институт. Добровольная, как и обязательная сертификация нужна обществу для того, чтобы обезопасить клиента от недобросовестного производителя. Покупателю сложно судить о качестве товара до того, как он куплен, и работа по сертификации способствует квалифицированной оценке потребителем предложенной продукции. В России стандартизации и сертификации уделяется большое внимание еще и потому, что отечественный бизнес отстает по качеству производимого от мировых стандартов и задача повышения его конкурентоспособности имеет государственную важность. На международном уровне сертификация, так же как и стандартизация обеспечивают безопасность и саму возможность интенсивной международной торговли. Не все возможные цели сертификации и аспекты понятия добровольной сертификации лежат на поверхности, поэтому этой работой порой пренебрегают. А зря, так как в среднем сертификация занимает время от нескольких дней до двух месяцев, в зависимости от параметров организации-претендента на сертификат. Таким образом, ее не всегда можно сделать в последний момент так, чтобы избежать убытков от простоя продукции. Например, если необходимость в том или ином сертификате возникла в то время, когда товар уже стоит на границе, готовый к экспорту. Обстоятельств, при которых может возникнуть такая ситуация может быть много.
Добавить комментарий