Цель внедрения системы менеджмента качества в строительной организации
По данным статистического исследования ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.) в 2014 году компаниям российской строительной отрасли было выдано 1466 сертификатов соответствия стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Больше СМК (Система менеджмента качества, – ред.), прошедших независимую оценку (система менеджмента качества, – ред.), наблюдается за этот период только в сфере производства оптического оборудования и электрики – 1735 (Статисследование «The ISO Survey», – ред.). Достаточно походить по разделам «для корпоративных заказчиков» веб-ресурсов крупнейших строительных компаний, чтобы убедиться: сертификатом ISO 9001 в отрасли никого не удивишь. Выложен сам документ, почти всегда прилагается несколько помпезных слов о приверженности качеству и клиентам. Но в реальности качество строительства остается низким. Сводки пестрят сообщениями об обрушении потолков в торговых комплексах, а новоселы спальной застройки жалуются на кривые стены. Официальной статистики нет, но многие эксперты считают, что для строительства остро стоит проблема фиктивной сертификации ISO 9001. Это тем более обидно, что в ISO 9001 скрыт огромный потенциал развития строительной организации. Крупный орган по сертификации BSI недавно опубликовал результаты внедрения ISO 9001 у крупного девелопера «DB Construction». Представители компании заявляют, что благодаря новым контрактам, которые были получены, когда СМК заработала, удалось добиться 34% роста количества заключенных контрактов по сравнению с прошлым годом!
Симулировать наличие СМК российских застройщиков подталкивает ситуация на рынке. Внедрение ISO 9001 для них почти всегда является не результатом выстраданного и рвущегося изнутри стремления что-то изменить, чтобы работать лучше, а результатом давления регуляторов: СРО, партнеров, государства. Это давление присутствует почти в любой отрасли, но в строительстве особенно. Этот сектор экономики как никакой другой зависит от саморегулируемых организаций (СРО, – ред.), а те, в соответствии с Градостроительным кодексом, получили право выставлять условием членства наличие у строительной компании сертификата ISO 9001. Без доступа в СРО нельзя получить наиболее выгодные заказы, поэтому строительные организации нанимают менеджера по качеству. Гендиректор и главный инженер на совещании ставят молодому человеку задачу получить сертификат СМК, не очень понимая, что такое система менеджмента. Потом они отпускают менеджера в полной уверенности, что теперь эта досадная необходимость внедрять систему менеджмента качества – дело менеджера. И они не злодеи, просто попали в типичную ловушку «мы не знаем, о чем мы не знаем». А если бы они все-таки уделили время ознакомлению со стандартом ISO 9001, то поняли бы, что проект не может реализовать один человек или даже отдел, работающую систему можно создать только скоординированными усилиями всей организации. (см. пункт 5.1.1 стандарта ISO 9001:2015, – ред.). Стоит добавить, что свои «пять копеек» в то, что ситуация с СМК в строительстве складывается именно таким образом, вносит наличие самобытной, основанной на давнем опыте системы многоуровневого контроля качества. При возведении зданий и сооружений риск всегда был очень велик. Специалисты в строительстве просто с порога настраиваются в штыки по отношению к ISO 9001, так как уверены в своих методах. На самом-то деле ISO 9001 не вытесняет, а выгодно дополняет контроль качества, поскольку стандарт относится немножко к другой области – управление качеством, а не контролю. Однако, чтобы понять это, нужно опять-таки, читать стандарт (Узнайте больше об отраслевых строительных стандартах по управлению качества, некоторые из них основаны на ISO 9001, а некоторые – полностью самостоятельны, – ред.).
Добавить комментарий