Три ключевых момента в успехе внутреннего аудита
Источник: англоязычная статья Крэйга Кохрана, вышедшая на сайте журнала «Quality Digest». К. Кохран – автор книги «Семь уроков: инструменты менеджмента для успешного бизнеса» (The Seven Lessons: Management Tools for Success, – ред.).
Держите их в голове, если хотите достичь успеха
Внутренние аудиты – один из самых привычных инструментов, находящихся в руках у менеджмента организации. Подчас мы настолько привыкаем к этим аудитам, что аудиторы забывают основополагающие его принципы. Внутренние проверяющие должны время от времени вновь напоминать себе о них, иначе аудит не только не даст ничего полезного, а даже наоборот – окажет негативное действие. Помните об этом и тогда ваш внутренний аудит почти всегда будет обречен на успех.
Принцип №1. Клиентом внутреннего аудитора является тот, кого аудитируют
Это правда, люди у которых вы осуществляете аудит и есть ваши потребители. Внутренний аудит – это работа, направленная на то, чтобы помочь сделать организацию более успешной и идентифицировать проблемы до того, как они вышли из-под контроля. Качество продукции зависит от того, как хорошо подготовлен план аудита, от характера обучения, которое прошли аудиторы, среди прочего: вовлеченность топ-менеджмента и поведение внутреннего проверяющего во время проверки. Тот факт, что вы проводите именно внутренний аудит сам по себе ничего не значит. Нужно проводить его с не меньшим профессионализмом, чем если бы вашу работу заказала сторонняя организация. Что ж, вот несколько признаков, по которым вы можете судить, что специалисты по внутренним аудитам забыли, кто потребитель их работы:
Тот, кто проводит аудит относится к нему, как к охоте за ошибками коллег. Что вы! Никогда нельзя показывать удовлетворение и радость от найденных несоответствий. Нужно максимально обезличить процесс, насколько это возможно. На нынешние ошибки нужно смотреть под углом возможностей на будущее.
- Тот, кто проводит аудит не смог скорректировать план аудита под потребности потребителей. Могут случиться чрезвычайные обстоятельства в следствие этого: инциденты, остановка конвейера. Нужно, чтобы была возможность отдать срочные распоряжения. Аудиторский план должен быть достаточно гибким, чтобы осуществлять изменения на лету.
- Тот, кто проводит аудит придерживает все «сюрпризы» на самый конец. Аудитируемую сторону нужно ставить в известность о результатах проверки по мере того, как они будут поступать. Не впадайте в заблуждение, оставляя какую-нибудь «бомбу» на закрывающее совещание аудита для максимального эффекта. Аудитору необходимо вовремя учитывать обеспокоенность потребителя и разговаривать со всеми необходимыми подтверждающими данными.
- Тот, кто проводит аудит концентрируется на второстепенных вопросах в ущерб важному. Аудит обычно и так обстоятельное дело, но все же не забывайте постоянно анализировать эффективность всей системы внутреннего аудита. Аудиторы должны спросить себя: «Какой эффект то или другое их действие оказывают на организацию и на потребителей?». Из ответа обычно можно будет без труда вывести: стоит ли вдаваться в подробности имея дело с какой-либо частной проблемой.
Принцип №2. Планирование – ключ к успеху
Улучшения в работе вследствие внутренних аудитов не приходят случайно. Успехам предшествует серьезная и скоординированная работа; тщательное планирование. Я всегда повторял: хорошо спланированный аудит проходит, практически, сам собой. С другой стороны, плохое планирование толкает работу к неудаче и при попытке все-таки закончить внутреннюю проверку успешно в этих обстоятельства – план становится дополнительной проблемой. Планирование аудита предполагает довольно интенсивное общение между аудиторами и потребителями их услуг. Это динамический процесс, который начинается задолго до старта непосредственно самого аудита. В планировании нужно в типичных обстоятельствах ответить на следующие вопросы:
- Даты. Когда точно проводить аудит?
- Место. Каково место проведения аудита?
- Объем. Каков объем аудиторской проверки?
- Цели. Какова цель проведения аудита?
- Аудиторы. Кто будет осуществлять аудиторскую проверку?
- Процессы. Какие процессы, отделы и функции будут объектом проведения аудита. Иногда это понятно из объема аудита, однако чаще – нет.
- Темы. Какие темы будут затронуты в ходе аудита. Какие предметные области будут рассматриваться в избранных департаментах? Должны ли сотрудники аудитируемого подразделения ждать вопросов по поводу управления документацией или по приверженности руководства? Это не столько заставляет аудитируемое подразделение быть на чеку, сколько помогает аудиторам сориентироваться.
- Расписание аудита. Когда конкретно каждый отдел будет проходить проверку? Когда состоится открывающее аудит совещание и заключительное совещание?
При подготовке аудита может потребоваться учесть и другие вопросы, однако, перечисленные – наиболее распространенные. Цель плана аудита носит двоякий характер. С одной стороны, план должен дать представление самим аудиторам о том, что они будут делать, с другой – благодаря плану те, кто подвергается аудиту будут знать, чего ожидать. Для подразделений-объектов аудитов очень нетипично предлагать большие изменения в плане, обычно обращаются с небольшими поправками в расписании («Вместо аудита продаж в 9 утра не могли бы вы прибыть к 10 утра? У нас кое-что запланировано на 9 утра, – ред.). Предложения такого характера вполне обоснованы и необходимо их учесть в плане насколько это только возможно. Не забывайте: потребитель аудита – это объект аудита. Внутренние аудиты должны быть тщательно и аккуратно документированы. Конкретный формат этого документирования зависит от интенсивности и глубины аудита. Часовой или двухчасовой аудит может даже документироваться электронными письмами. Аудит на день или на много дней документируется в форме матрицы, фиксируя час за часом этапы аудита. Независимо от формата, о планировании нужно держать в курсе все заинтересованные стороны до процедуры, чтобы он был хорошо усвоен при подготовке и было понятно влияние на операции.
Принцип №3. Не надо путать ваши мнения с несоответствиями
Каждый имеет свою точку зрения. Когда люди становятся умнее и приобретают опыт, они обычно приходят к тому, что у них на все есть свое мнение. Многие аудиторы считают себя умными и опытными. И у них есть, конечно же, огромное количество суждений. Порой эти мнения ложатся в основу несоответствий, которые они выносят, что является огромной ошибкой. Предрассудки не должны оказывать влияния на аудит. И ребенок может «лепить» прекрасное несоответствие. Просто, дети этим не занимаются, а умные и опытные аудиторы занимаются. Учтите следующее:
- В компании считают, что применяют XYZ-анализ. Использование этого метода – факт, подтвержденный процедурами, планом, политикой, спецификацией, контрактом, рабочей инструкцией, стандартом или приказом.
- Использование XYZ-анализа неэффективно. Провал применения этой методики – тоже факт, подтвержденный записями, наблюдениями, документами и интервью.
Никаким суждениям нельзя давать волю при проведении аудиторской проверки – только отчетливые, веские факты. Тяжело спорить с фактами. Аудит благодаря этому подходу только выигрывает, он проходит более ровно. Конечно, факты умаляют творческую составляющую в деятельности аудитора, но потребность в креативной работе лучше направить на другие аспекты работы проверяющего. Мы забываем о том, что несоответствия – не единственный вид выводов, к которым приходят внутренние аудиторы.
Аудит – сбалансированный процесс и положительные явления тоже отмечаются в акте о завершении аудита.
У любого клиента найдется одна или две вещи, которые заслуживают похвалы. Аудиторам только необходимо помнить об этих хороших вещах во время аудита, чтобы не забыть о них при формулировании выводов. В некоторых аудитах есть и другие возможности для аудиторской оценки – наблюдения, замечания, рекомендации и так далее. Все эти виды аудиторских оценок объединяет то, что они не считаются несоответствием, но содержат информацию, которую целесообразно проговорить. Здесь есть пространство для выражения личного мнения аудитора и он может поделиться своим опытом и знаниями требований регуляторов.
Аудит – прекрасное место для обмена опытом и лучшими практиками, но только когда все участвующие стороны понимают это, заинтересованы в этом и соглашаются с тем, в какой форме происходит этот обмен.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий