Требования к системе менеджмента качества стандарта ISO 9001
Общий объем оригинала ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» на английском языке составляет 29 страниц. Требования к внедряющим организациям прописаны в параграфах с 4 по 10. Стандарт имеет следующую структуру:
- Введение.
- Область применения.
- Нормативные ссылки.
- Термины и определения.
- Окружение организации.
- Лидерство.
- Планирование.
- Обеспечение.
- Процессы.
- Проведение оценки.
- Улучшение.
Эта структура является общей для всех нормативов на системы менеджмента ISO (International Organization for Standardization, – ред.). Хотя, в соответствии с прописанной в Директивах ISO политикой организации, текст внутри одинаковых разделов может отличаться, если нужно добавить к общему «костяку» системы менеджмента специфику конкретного предмета, которому посвящен стандарт. Например, к единой структуре редакторы ISO 14001 (экологический менеджмент, – ред.) добавляют уникальные требования по экологической проблематике. А если речь идет об ISO 9001:2015, то появляются специфичные для качества положения.
Требования к системе менеджмента качества ISO 9001 выстроены в иерархическом порядке: сначала самые общие, затем более частные, которые уточняют и дополняют первые. Стандарт начинается с самого важного требования, по отношению к которому все остальные являются вторичными и уточняющими. ISO 9001 требует «разработать, документально оформить, внедрить систему менеджмента качества и обеспечить ее функционирование». Это общее требование можно «декомпозировать» на четыре элементарных:
- разработать (спроектировать какой она будет именно в вашей организации, – ред.);
- документально оформить (разработать документацию, поддерживающую работу системы менеджмента и обеспечивающую ее движением информации, – ред.);
- внедрить (заставить заработать выработанную структуру, – ред.);
- обеспечить функционирование (при помощи инструментов обратной связи, действующих в системе менеджмента качества (СМК, – ред.) по ISO 9001 убедиться, что все работает в соответствии с требованиями стандарта и потребностями организации; регулярно оценивать систему по этому критерию, – ред.).
Требования к документации ISO 9001
Структура обязательной документации, создания которой требует стандарт ISO 9001:2015 сильно поменялась по сравнению с ISO 9001:2008. Многое связано с появлением в новой редакции концепта «документированной информации». Итак, теперь, чтобы соответствовать ISO 9001, нужно иметь следующие документы:
Разумеется, поскольку в стандарте сохраняется возможность делать исключения (обоснованные, – ред.) из применения требований, если они не соответствуют специфике вашей организации, то какие-то из перечисленных документов могут быть необязательны для некоторых организаций.
Выше мы упоминали, что ISO 9001:2015, равно как и другие стандарты на системы менеджмента, выстроенные по единому шаблону ISO для такого рода документов, добавляет уникальные требования, необходимые при рассмотрении конкретной тематики стандарта – качества. Лучше всего это видно при сравнении ISO 9001 с другими MSS-стандартами (MSS – Management Systems Standards, – ред.).
Как понять, где речь идет именно о требовании, а где – рекомендация?
Стандарт ISO 9001:2015 имеет свой стандартизированный язык, который способствует его непротиворечивому понимаю аудиторами и пользователями. Требованием является только то положение, где формулировка начинается с «должен» или «организация должна». Уже слово «следует» будет не требованием, а только рекомендацией.
После прочтения стандарта у предпринимателя, который собирается внедрять систему все еще может остаться главный его вопрос. Каков будет масштаб изменений? Отвечаем: выполнение положений ISO 9001:2015 потребует правки нормативной документации предприятия, в отдельных случаях создания новых документов, обучения сотрудников, волевых усилий руководителя по изменению корпоративной культуры.
Удачи вам с аудитом!
Добавить комментарий