Требования ISO 9001 к процессам в организации

В стандарте ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» процесс определяется, как…

Цитата: ‘…совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы’

В ISO 9000 собраны термины, которые используются во всех стандартах одноименной серии ISO 9000 «Управление качеством», в том числе в знаменитом ISO 9001, по которому в России, как правило, внедряют и сертифицируют системы менеджмента качества (СМК, – ред.). В стандарте ISO 9000 есть по поводу процессов и еще одно важное замечание…

Цитата: ‘…любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс’

Это пункт 2.4 стандарта. Вопрос терминологии крайне важен для понимания требований к процессам в организации из ISO 9001, поскольку из-за отсутствия единой точки зрения по этому вопросу среди специалистов по внедрению ISO 9001 и экспертов по сертификации не существует единого мнения по вопросу об объеме этих требований. Сейчас поясним, что имеется в виду.

Речь идет о том, что в тексте стандарта существуют требования, в которых звучит термин «процесс». Перечислим здесь конкретные пункты стандарта, где это слово употреблено: процессы, переданные сторонним организациям (4.1, – ред.), процессы жизненного цикла продукции (заголовок параграфа №7, пункты 7.1, 8.2.4, – ред.), процессы необходимые для жизненного цикла продукции (7.1, – ред.), закупки (7.4.1, – ред.), процессы, связанные с потребителем (7.2, – ред.), поставки (7.5.5, – ред.), мониторинг и измерение, анализ и улучшение (8.1, – ред.), аудит (8.2.2, – ред.). Однако есть требования, где нет слова процесс. Например, пункт 5.6.1 из ISO 9001 звучит следующим образом…

Цитата: ‘Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности’

В некоторых подобных требованиях используются близкие к смежные по смыслу со словом «процесс» термины: работы, функции, действия, виды деятельности. Проблема заключается в том, что в пункте 4.1 из ISO 9001, который устанавливает требования к процессам, употребляется каждый раз именно это слово – «процесс». Одни специалисты в области качества считают, что из этого следует, что требования к процессам, в том числе из 4.1 должны применяться только там где речь идет буквально о «создании процесса», а другие полагают, что это касается и требований, где слова «процесс» нет, но оно подразумевается, ведь «процесс», считают эти эксперты, можно без всякой потери для смысла заменить на слово «деятельность». Впрочем, хотя в некоторых статьях звучит согласие с точкой зрения последних – их авторы указывают, что выполнение требований пункта 4.1 и других требований к процессам в отношении любой деятельности, даже где не говорится о процессе невероятно дорого для организации и в реальности почти всегда требования к процессам из ISO 9001 выполняются далеко не по каждому требованию, где процесс можно «отыскать».

Отдельную проблему составляет путаница, возникающая вокруг терминов «процесс» и «документированная процедура». Если процесс представляет собой саму деятельность, то процедура – это метод совершения деятельности, часто отраженный в документах, но вполне может существовать такое явление, как недокументированная процедура. Бывали случаи, когда неправильное толкование этих двух терминов приводило к тому, что на предприятии создавали отдельную документацию по процессам и отдельную по процедурам. Те, кто допускали подобную ошибку – «растаскивали», цепляясь за слова, требования стандартов. Они выбирали: к чему отнести то или иное требование – к процессу или процедуре. В реальности процедура – это никакой не антипод процесса, а его описание, описание того, как проходит преобразование входов этого процесса в выходы: исходных ресурсов в результаты.

На практике в этом и в других подобных случаях при сертификации и внедрении систем менеджмента качества могут возникать ситуации двойного толкования тех или иных требований, что приводит к конфликтам. Некоторые специалисты винят в этом разработчиков стандарта, которые, используя термин «процесс», не употребляют его в нормативном документе так, чтобы возможно было однозначное толкование требований (читайте о процессном подходе из ISO 9001 здесь, – ред.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: