Требования и структура ISO 9001:2008
Источник: автором оригинала статьи на английском языке является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001. Этот текст представляет собой перевод статьи Марка Хаммара.
Требования ISO 9001:2008 обеспечивают пользователей унифицированными структурными элементами для внедрения системы менеджмента качества (СМК, – ред.). Положения стандарта прописаны таким образом, чтобы подходить к специфике компаний любой отрасли. Стандарт одинаково годится для производственных и сервисных компаний. Будучи таким универсальным нормативом ISO 9001 разъясняет: какие элементы обязательно должны присутствовать в любой СМК, но он не предписывает: как именно должны быть внедрены данные элементы на конкретном предприятии. На наиболее общем уровне требования ISO 9001 поделены на шесть разделов (Параграфы ISO 9001:2008, – ред.), пять из них включают обязательные требования к СМК: общие требования к СМК (Параграф №4), ответственность руководства (Параграф №5), менеджмент ресурсов (Параграф №6), жизненный цикл продукции (Параграф №7), измерения, анализ и улучшения (Параграф №8). Все элементы этих пяти параграфов – обязательны, за исключением требований к жизненному циклу, из которых позволяется сделать исключения, если те или иные положения не могут быть применены к специфике конкретной организации. В разделах 1-3 не найти требований, они посвящены области применения стандарта, нормативным ссылкам для лучшего понимания ISO 9001, а также терминам и определениям.
Система менеджмента качества
Этот раздел освещает проблематику общих требований к СМК и обозревает в целом документацию, обеспечивающую ее работу. Именно здесь вы встретите требования о наличии Руководства по качеству, Процедур управления документацией и управления записями по качеству.
Ответственность руководства (Management Responsibility)
Параграф ISO 9001, в котором говорится про ответственность руководства, подчеркивает важность отношений с клиентами и сосредоточенности на их нуждах. Именно здесь содержатся требования касательно таких важных документов СМК, как Политика и Цели в области качества. Затрагиваются некоторые элементы планирования в системе так же, как и аспекты разграничения ответственности, полномочий и информированности в организации. Наконец, речь заходит о процессах анализа со стороны руководства, в частности, есть замечания об обязательных входах и выходах из этих процессов.
Менеджмент ресурсов
Краткая глава об управлении ресурсами раскрывает аспекты требований к топ-менеджменту компании, относящихся к выделению ресурсов для СМК: инфраструктура, рабочая среда, человеческие ресурсы. Тут оговаривается, что сотрудники должны пройти обучение, получить необходимые области компетентности и быть информированными (awareness, – ред.) о работе СМК и о своей роли в системе.
Жизненный цикл продукции
Напомним, что настоящий раздел – единственный, из которого пользователи ISO 9001:2008 могут делать исключения из требований (например, исключения из требований к проектированию, если компания не осуществляет проектирование). Требования к жизненному циклу затрагивают планирование продукции или услуг, начиная от замысла, анализа существующих внутри организации и вне ее требований к потенциальному товару, проектированию, разработке и заканчивая производством продукции и поставкой ее клиенту (оказанием услуг). Последние положения раздела относятся к оборудованию, которое применяется для мониторинга и измерений процессов, связанных с продукцией и услугами.
Измерения, анализ и улучшения
Последний раздел останавливается на вопросе о том, как вы можете понять, что ваша СМК работает и постоянно улучшается. Раздел по мониторингу и измерениям предъявляет требования по оценке удовлетворенности потребителей, проведению внутренних аудитов и мониторингу продукции и процессов. Параграф разъясняет, как именно надо управлять несоответствующей продукцией – несоответствия случаются в любом бизнесе – также тут есть руководство по анализу и улучшению, в том числе по корректирующим и предупреждающим действиям.
Некоторые трудности при внедрении
Пожалуй, наибольшая трудность внедрения ISO 9001 состоит в том, чтобы каким-то образом получить уверенность в том, что все эти созданные политики, процедуры и записи действительно будут отвечать потребностям компании и ее потребителей и при этом позволять производить систематические улучшения в системе качества. Улучшение организационной системы – одно из главных оснований, по которым стоит внедрить систему менеджмента качества, так как в таком случае в широкой перспективе организацию ожидают всевозможные выгоды.
Также мы рекомендуем: Требования и структура ISO 14001:2015
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий