Требования и рекомендации по сверхнормативному использованию грузоподъемных кранов

В условиях, когда основные производственные фонды по ведущим отраслям отечественной промышленности изношены в среднем на 60-80%, безопасность их эксплуатации после достижения нормативного срока, становится актуальной проблемой. Это в равной степени относится и к грузоподъемным крановым механизмам. Существует регламент, который позволяет выявлять сверхнормативное использование подъемных устройств. Во-первых, подобная процедура допущена к применению на основании Правил проведения промышленной экспертизы. Кроме того, существует специальный документ, в котором тщательно прописан этот механизм. Он называется – Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств. Также специалисты в этом вопросе руководствуются соответствующими многочисленными методическими указаниями и нормативами.

Когда речь идет о крановом хозяйстве, то для каждого вида этого технического устройства, существуют свои рекомендации по продлению срока службы.

Кран мостовой с грузозахватывающим механизмом при сверхнормативном использовании должен пройти следующие обязательные процедуры:

  • проведение комплекса мер, позволяющих разгрузить металлическую конструкцию устройства;
  • обеспечение крана новым приводом для более планового переключения скоростных режимов;
  • оснащение устройства ограничительным механизмом поднимаемого веса;
  • внесение в соответствующую документацию по эксплуатации крана всех новых изменений и дополнений, касающихся его сверхнормативной эксплуатации;
  • снижение предельных уровней эксплуатации подъемного устройства в экстремальных ситуациях (например, температурный режим), учитывая, при этом, состояние металла конструкции, в том числе, замененного после ремонта. В целях точной фиксации температуры часто используется специальный прибор;
  • монтаж и сроки проведения мероприятий по ограничению кранового устройства согласовываются с региональным подразделением Ростехнадзора;
  • определение нового показателя по грузоподъемности должно соответствовать соответствующим регламентным процедурам. В случае наличия у крана параметра, характеризующего его остаточный ресурс в пределах от 5 до 10 баллов, и если при этом у объекта обнаружены дополнительные неисправности, то грузоподъемность снижается как минимум на четверть от нормативного;
  • проведение технической экспертизы второго (как правило, давно не работающего) вспомогательного кранового устройства;
  • проведение анализа пути продвижения крана и, при необходимости, в том числе с точки зрения безопасности, установление специальных ограничителей (выключающие линейки, упоры и т.д.);
  • установка анемометров на крановых устройствах с пролетами, превышающих 28,5 м и работающих на открытых площадках;
  • оснащение кранов козлового типа (пролетом свыше 32,0 м) и мостового типа (пролетом свыше 34,5м) специальными захватывающими устройствами против угона, работающих дистанционно. Кроме того, подобными механизмами необходимо комплектовать подъемные устройства, переносящие особо опасные грузы, а также на моделях, где крановщик не в состоянии свободно перемещаться между опорами. Для кранов, осуществляющих работу на высоте свыше 20 м., необходима дополнительная установка стопорных механизмов. В случае если у подъемного механизма пролет в 3 раза больше базы система противоугонного захвата распространяется на обе его стороны. Также рекомендуется устанавливать дополнительные клещевые захваты (по два на каждую сторону) на рельсовые головки;
  • обследование сварочных соединений и швов на предмет их напряженности и разработка мероприятий, способствующих уменьшению этого процесса;

Для продления срока эксплуатации башенных кранов необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • после проведения соответствующих обследований установление (при необходимости) механизмов, ограничивающих подъем веса;
  • разработка нового, скорректированного плана проведения технического обслуживания и ремонта;
  • корректировка плана мероприятий по контролю за эксплуатацией всех механизмов крана;
  • замена канатов подъемного устройства (неперемещаемых или редко перемещаемых) 1 раз в 5 лет. Эта процедура должна быть выполнена в обязательном порядке и в нормативные сроки, вне зависимости от количества порвавшихся проволок и других дефектов (даже незначительных).
  • проведение капремонта крана в случаях назначения повторного первого обследования.

Если восстановительные работы ранее не проводились, то они должны быть осуществлены уже после первого обследования.

Для сверхнормативной эксплуатации стрелковых кранов изначально необходимо оценить перечень мероприятий по его восстановлению, а именно:

  • укрепление металлических конструкций на поверхностях стрел (стенках и поясах);
  • осуществление правки всех частей стрелы, балочных опор выдвижного типа, кронштейнов платформы (поворотной);
  • усиление всех крепежных механизмов и элементов балок (выдвижных).

Если подобные работы были реализованы, то необходимо разработать программу, обеспечивающую безопасность при эксплуатации объекта. В нее необходимо включить пункты обязательного технического осмотра крана 1 раз в год и увеличение (как минимум вдвое) количества ремонтов, осуществляемых в плановом порядке;

Но, кроме специфических для каждого вида кранов мероприятий по продлению сроков эксплуатации, существуют и общие требования, которые, как правило, подходят для всех подъемных устройств. Они следующие:

  1. Сокращение в 2 раза сроков проведения плановых ремонтов и техобслуживания кранов.
  2. Проведение ЧТОс (частичного технического освидетельствования) 1 раз в год.
  3. Использование при необходимости специализированных экспертных организаций;
  4. Отметка в соответствующей технической документации на подъемное устройство всех решений по нему со стороны Ростехнадзора.
  5. Контроль над дефектами, возникшими в процессе эксплуатации, с составлением графика осмотра и проведения технических процедур.
  6. Дублирование всех технических мероприятий, назначенных при предыдущем анализе.
  7. Использование при процедуре продления сроков эксплуатации кранов всех рекомендаций от заводов-изготовителей (по всем узлам и элементам).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: