Техногенный урок истории для американской нефтепромышленности – причины и результаты аварии в Мексиканском заливе
Крис Мауэр, вице-президент по охране труда, промышленной и общей безопасности и охране окружающей среды в подразделении компании «Бритиш Петролеум» в России поделился опытом, приобретенным сотрудниками компании при выполнении аварийно-ликвидационных работ после взрыва нефтяной платформы в Мексиканском заливе в апреле 2010 года.
2010 год, штат Луизиана (США, — ред.). Апрельским вечером команда буровой сверхглубоководной платформы Deepwater Horizon выполняла обычные работы по добыче нефти в Мексиканском заливе. Внезапно платформу сотряс мощнейший взрыв, который очевидцы описывали как грибовидное облако, словно после ядерной бомбы. Столб дыма поднялся на высоту трех километров, начался пожар. В течение тридцати шести часов со стихией боролись пожарные корабли, но спасти станцию не удалось: ночью огромная платформа ушла на дно. Катастрофа «Deepwater Horizon» унесла жизни одиннадцати работников в первые же минуты. Позже, при ликвидационных работах были обнаружены тела еще двоих погибших. Семнадцать человек получили травмы. Погибло более шести тысяч морских животных и птиц.
Трагедия, произошедшая двадцатого апреля у берегов Мексики, обусловила разлив нефти в морских водах, начиная с глубины полторы тысячи метров. Из поврежденной трубы вылилось пять миллионов баррелей полезного ископаемого. Нефтяное пятно расширилось на семьдесят пять тысяч квадратных километров. В результате пострадала третья часть акватории залива, и, как следствие, четыре американских штата: Луизиана, Алабама, Миссисипи и Флорида.
Таких масштабных аварийных работ в море история еще не знала. Казалось, сама природа решила проверить квалификацию всех элементов данной отрасли, чтобы дать «пропуск» в недра Земли. Спасать водную стихию от загрязнения приходилось на порядочной глубине, где температура не превышала четырех градусов со знаком плюс, а давление достигало пятнадцать Мегапаскалей. В спасательной операции участвовали сорок восемь тысяч работников, шесть с половиной тысяч кораблей, пятьдесят из которых трудились непосредственно на месте катастрофы. На том же месте, но под водой, работали шестнадцать аппаратов.
«Бритиш Петролеум», компания-владелец буровой платформы, после произошедшего взялась за совершенствование производства нефти и повышение безопасности при выполнении таких работ. Экспертная комиссия провела внутреннее расследование причин аварии. В заключение экспертов было указано, что причиной послужило стечение обстоятельств и единого виновника нет. Специалисты сформулировали двадцать шесть новых рекомендаций к процессу нефтедобычи в море. Были выделены несколько ключевых моментов, которые «Бритиш Петролеум» должна была принять во внимание.
- Безопасность и недопущение подобных аварий. В основном это касается надежности цементирования и качественной работы превенторов. Тестирование проводится третьей, независимой стороной. Важным моментом является способность глубоководных аппаратов моментально активировать превентор в автоматическом режиме при возникновении угрозы.
- Локализация разлива. Здесь основной упор делается на герметизации аварийной скважины. А тут не обойтись без усовершенствованного оборудования, которого пока нет в наличии. Помимо его разработки нужно еще и обеспечить его бесперебойную доставку во все глубоководные точки земного шара. Пока специалисты предложили комплект-конструктор, который доставляется на место воздушным путем, а затем монтируется уже на платформе. Предусматривается и невозможность вовремя загерметизировать пробоину скважины. В этом случае требуются нефтесобирающие глубоководные системы, которые пока тоже не разработаны.
- Перехватывающие скважины. Это дополнительно пробуренные скважины на случай аварии. Их соединяют с производственной, и в случае возникновения чрезвычайной ситуации моментально глушат пласт. После катастрофы таких скважин пробурили две, из которых одна таки попала куда нужно и позволила заглушить отверстие. Но на эти работы у компании ушло двенадцать дней – непозволительное время при нефтяном разливе. Потому ведется поиск методов сокращения временных затрат на бурение. А время на обнаружение ствола аварийной скважины уже сократили: новая технология позволяет выполнить проводку за шесть часов вместо двух дней. Необходимо также изыскать возможность быстрого доступа к буровым судам в местностях с малоразвитой инфраструктурой.
- Ликвидация разлива. Основным методом борьбы с выбросом углеводорода на глубине является распыление дисперсных веществ. Совершенствуя этот процесс, компания стремится обеспечить автономное распыление с помощью оборудования, на которое не влияют метеоусловия. Сама же нефть подлежит сжиганию. Усовершенствование технологии подразумевает контролируемое сжигание на поверхности воды, что требует использования огнеустойчивых боновых заграждений.
- Кризисное управление. При подобных катастрофах правильная организация работы становится залогом положительного результата. В аварийных условиях компании пришлось держать связь с береговой охраной, правительственными, федеральными и муниципальными ведомствами. Координацию действий осуществлял Штаб по ликвидации аварий, руководящий девятнадцатью филиалами региона. Но «со стороны» всегда виднее. С этой целью была введена новая структура с художественным названием «Общая картина операции». Обладая современными средствами связи и наблюдения, «Картина» передавала в центр данные по любой интерактивной точке операции в считаные секунды обеспечивая штаб свежей информацией. В дальнейшем планируется распространение полученного опыта за пределы США, и подключение к «Картине» всех проектов компании.
Событие 2010 года послужило отличным уроком для «Бритиш Петролеум» и всей нефтедобывающей отрасли в целом. Специалисты компании готовы делиться полученными знаниями и навыками со всем миром, дабы предотвратить подобные катастрофы на буровых платформах других стран. Уже в конце 2010 года состоялись семинары в Москве с участием МЧС, Минэнерго и крупных нефтедобывающих предприятий России, а на следующий год подобные семинары были проведены для экологических российских организаций.
Добавить комментарий