Стратегическое развитие газовых корпораций в условиях глобализации
Тенденции глобализации ведут к стремительному росту определенных сфер экономической деятельности. Одним из факторов, обеспечивающих необходимую динамику развития промышленности, является снабжение необходимыми энергоресурсами, наибольшим спросом среди которых пользуется природный газ.
Современный рынок энергоресурсов является неотъемлемой частью процесса глобализации, где преобладают здоровая конкуренция, взаимная выгода, энергетическая безопасность и единые правила игры. На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой основной задачей для «игроков» является борьба за ведущие позиции на рынке.
Сейчас рынок энергетических ресурсов можно охарактеризовать постоянно повышающимся спросом на ресурсы и их снижающимися запасами. Кроме того, обостряется борьба за обладание сырьевыми базами, увеличивается роль развивающихся государств, усиливаются позиции природного газа в общем балансе энергоресурсов, внедряются инновационные проекты, растет потребление энергии, получаемой от альтернативных источников.
Рынки природного газа в недавнем прошлом имели четкую региональную направленность, но сегодня в этом направлении также все ярче проявляются тенденции глобализации. Отличительными чертами газовых рынков являются: непредсказуемость цен на топливо, их зависимость от цен на другие источники энергии; влияние политических тенденций; высокие вложения в развитие; сокращение запасов в ряде регионов; усиление конкурентных течений.
При позиционировании компании, как глобальной, основной задачей является ведение конкурентной борьбы на рынке. Стратегия конкурирования должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить оперативность необходимых изменений и экономическую гибкость. Среди преимуществ, которые позволяют повысить конкурентную борьбу газовой компании, можно выделить следующее: наличие достаточного объема запасов газа; весомая научно-техническая база; относительно низкая цена на трудовые ресурсы; лояльное отношение политических сил. Немаловажное значение приобретает также расширение сферы деятельности компании. Но чрезмерное увлечение этим влечет за собой частичную потерю управляемости, растрату ресурсов и общее снижение эффективности. Повысить роль предприятия на мировом рынке газа можно также за счет развития технологий, сотрудничества в данной области, а также объединения компаний. Примером интегрированных компаний, осуществляющих деятельность в условиях глобализации газового рынка, являются многонациональные корпорации (МНК, — ред.). Основным критерием оценки данных компаний на рынке является ее стоимость.
Для анализа положения компании на рынке можно выделить следующие оценочные характеристики:
- объем доказанных запасов углеводородов;
- наличие инноваций в области технологических процессов;
- развитие региональной сети;
- стратегические и маркетинговые задачи и другое.
Если проанализировать газовые рынки, то можно говорить о расширении территорий влияния и стремлении к интеграции по интересам, а также увеличении численности поставщиков. Соответственно, это влечет усиление конкуренции на рынке, как между потребителями, так и между газом и альтернативными источниками энергии.
В условиях глобализации рынок газа подвержен различным рискам. Среди политических рисков можно выделить военные конфликты, революционные события и перевороты. К экономическим рискам можно отнести кризисы, снижения цен, нестабильность рынков сбыта, риск несоответствия полученной выручки, запланированной и другое. К рискам технического и транспортного характера следует отнести различные разрушения, хищения, перебои в поставках.
Перечисленные выше риски носят сугубо отраслевой характер, и вызваны они спецификой рынка газа. Поэтому, выбирая внешний рынок сбыта, необходимо определиться с вероятными рисками, которые могут присутствовать в том или ином регионе. Кроме того, следует предусмотреть возможность избежать или застраховаться от них. Такой подход позволит добиться «золотой середины» при планировании дохода относительно вероятных рисков. Для улучшения результатов в этом направлении следует также организовать качественную систему анализа, мониторинга и контроля рисками.
Основным моментом при организации контроля рисков является моделирование вероятных тенденций рынка на длительный период. В этом случае развитие ситуации возможно по нескольким сценариям: оптимистический, при котором потери отсутствуют; самый вероятный – означает анализ возможных потерь; пессимистичный с умеренно-неблагоприятным развитием событий – анализ непредвиденных потерь. Немаловажно также использовать построение карты рисков, позволяющей избежать различного рода риски при движении по определенному пути. Трудности при составлении карты рисков могут возникнуть в случае отсутствия конкретных целей. Карта рисков также позволяет выстроить вероятные потери в зависимости от степени их важности и стратегического развития. Это поспособствует принятию наиболее важных решений в тот или иной момент времени развития компании.
К сожалению, при управлении рисками не существует универсальных приемов. Выбор направления развития компании должен происходить на основе глубокого анализа сложившихся ситуаций в определенный момент времени. Именно это определяет важность отделов менеджмента при определении стратегий развития компаний в условиях глобализации и жесточайшей конкуренции.
Добавить комментарий