Становление котлонадзора в современное время
Кардинальные изменения, произошедшие после распада СССР, привели к образованию самостоятельных надзорных органов в суверенных автономиях. Данная ситуация требовала реформирования организации системы надзора и пересмотра нормативно-технической литературы.
В 1993 году указом Президента было утверждено новое Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России. В нем указывалось, что данный орган государственной власти является центральным звеном, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, а также выполняет специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Кроме того, в Положении определен перечень надзорных объектов и предприятий, включая объекты котлонадзора.
С 1992 по 1995 годы был разработан ряд нормативной литературы, целью которой было совершенствование системы котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями. И это было только начало.
Изменение экономической модели, преобразования в политической и социальной сферах требовали переработки документов и обобщения их в единый основополагающий государственный документ. Таким документом в 1997 году стал Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Сегодня ходит много разговоров об этом документе, о различных неточностях и ошибках, которые нередко провоцируют неопределенности и неразбериху при идентификации того или иного производственного объекта к числу опасных. Но, как бы то ни было, в 90-е годы данный закон был настоящим прорывом в области промышленной безопасности. О его продуманности и верной направленности в то время говорит тот факт, что за первые 8 лет было внесено всего три поправки.
На фоне устанавливавшегося законодательства в надзорной области стали издаваться смежные законодательные акты и положения. Так проходило формирование нормативной базы в области промышленной безопасности.
В 2002 году был принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который стал очередным импульсом в деле развития промышленной безопасности, в том числе и в области котлонадзора. Согласно данному закону требования безопасности теперь должны устанавливаться на основе технических регламентов. До законного вступления в силу данных регламентов обеспечение безопасности следовало осуществлять на основе федеральных законодательных актов. В области котлонадзора в качестве таковых выступали: «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды», которые вступили в силу в 2003 году. Всем принимаемым Правилам присваивались номера в соответствии с областью деятельности. Для Правил в области котлонадзора шифр начинается с «10», то есть ПБ 10-…
Примечательно, что вопросы, которые находились в ведении котлонадзора, никаким образом не пересекались с функциями какого-либо другого ведомства. В этом заключается отличие ведомства от других надзорных подразделений. Кроме того, объекты котлонадзора относятся к числу наиболее распространенных устройств, задействованных в различных сферах промышленности. Правила, разработанные с целью их безопасной эксплуатации, содержат требования всех этапов производства, начиная проектными работами, и, заканчивая утилизацией. Не зря в работе над этими Правилами принимали участие непосредственные исполнители надзорных функций, ведь именно они, как никто другой понимает всю суть вопросов, касающихся безопасной эксплуатации оборудования. Заслуга и уважение представителей Госгортехнадзора подтверждены также тем, что именно этому ведомству руководством страны было поручено разработать два технических регламента, одним из которых был «Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
В 2004 году на фоне административной реформы дважды произошло переименование Госгортехнадзора России: сначала – в Федеральную службу по технологическому контролю, а позже – в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России). В этом же году Управление котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями вошло в состав Управления технического надзора Ростехнадзора. В 2006 году произошло разделение функций: котлонадзор находился в ведении Управления государственного энергетического надзора, а надзор за подъемными сооружениями функционировал под юрисдикцией Управления государственного строительного надзора. Спустя три года вновь происходит их объединение под эгидой Управления энергетического и строительного надзора. С 2010 года происходит реорганизация, в результате которой образуется Управление государственного строительного надзора, в которое по сегодняшний день входят котлонадзор и надзор за подъемными сооружениями.
Федеральный закон «О техническом регулировании» установил совершенно новый порядок технического регулирования в нашей стране. Этот документ в совокупности с издаваемыми техническими регламентами определяют круг обязательных требований, предъявляемых к выпускаемой продукции, а также процессам, непосредственно связанным с ними. С целью развития данного направления организована работа по переработке государственных стандартов.
Однако, проанализировав содержание государственных стандартов, можно говорить о том, что они включают не весь перечень выпускаемых устройств и оборудования, предназначенного для работы в условиях избыточного давления.
Постоянное обновление технической и технологической базы требует непрерывного контроля со стороны государственных органов. Для этого необходимо в непрерывном режиме совершенствовать и изменять, как нормативно-техническую базу, так и организационную структуру надзорных органов, включая котлонадзор.
Добавить комментарий