Сроки проведения специальной оценки условий труда
Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест (с 1 января 2014 года переименована в специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.
Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как спецоценка – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.
Итак, первый этап – назначение членов комиссии по СОУТ и утверждение перечня рабочих мест. Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.
Далее заключается договор с организацией, проводящей СОУТ. С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего экспертом по СОУТ осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.
В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее документы передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета результатов проведения СОУТ.
Какие сроки предлагает рынок услуг СОУТ?
На рынке услуг СОУТ определяющими факторами для работодателей является не столько качество подготовки документов, сколько цена и оперативность. В ряде случае она даже приобретает эффект «стрелы». К примеру, проведение и подготовка результатов работ за 3 дня. Мы решили уточнить у компетентных лиц, возможно ли провести СОУТ за столь короткий срок?
Алексей Анохин, начальник отдела организационного развития ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России»:
Цитата: ‘Думаю, что за 3 дня провести весь комплекс работ и подготовить отчет о проведении СОУТ можно только при небольшой штатной численности организации, и сложности рабочего места (например, офисные места), где будет проводиться СОУТ, и при многочисленном штате задействованных сотрудников со стороны аккредитованной организации. В реалиях сегодняшнего дня, в условиях плановой экономики и экономии, навряд ли будет привлекаться столь большой штат. В процессе работы требуется исходная информация от работодателя: инструкции по технике безопасности, положения об охране труда в организации, должностные инструкции, информация по оборудованию и т.д. Учитывая занятость заказчиков, время сбора исходной документации может увеличиваться и на 10 и на 20 календарных дней. После этого эксперт на основании предоставленной информации должен осуществлять идентификацию, проводить анализ исходной документации, определять перечень ВОПФ на рабочих местах. Вторая часть работ – выезд на место для проведения замеров. Чем больше факторов, тем больше потребуется оборудования и времени’
Липин Александр Викторович, советник отдела политики охраны труда Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства:
Цитата: ‘Сроки проведения специальной оценки зависят от количества рабочих мест, от конкретной ситуации в каждой организации. Потенциально возможно провести СОУТ за три дня, но это только на одном рабочем месте и здесь имеется ввиду проведение замеров, идентификации, так как подготовка документов, согласование результатов с членами комиссии займет много больше времени. Соответственно общее время все же увеличится. Документов, которые регламентировали бы точное время, на сегодняшний день нет, поэтому вопросы этапности реализации процедуры пока остаются в рамках гражданско-правовых отношений между организацией, оказывающей услуги по спецоценке, и работодателем’
Специалисты Роструда также выразили солидарность по данному вопросу, указав на то, что сроки проведения работ должны соответствовать действительности.
Следующим немаловажным вопросом в отношении сроков проведения СОУТ является периодичность проведения процедуры. Законом регламентировано – 1 раз в 5 лет. Но уже к моменту окончания действующих результатов, необходимо будет подготовить новые и подать эти документы в ГИТ. Поэтому необходимо делать оценку как минимум за 2 месяца до завершения результатов. В случае, если меняется адрес предприятия, технологический процесс, оборудование, вводятся новые должности в штат, работодатель уже проводит внеплановую СОУТ в течение 6 месяцев для тех мест работников, которых эти изменения коснулись.
В ст. 27 ФЗ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» имеется также информация о «переходных» сроках, где сказано, что СОУТ для рабочих мест с допустимыми условиями труда может проводиться поэтапно, вплоть до 31 декабря 2018 года. Но это теоретические положения, так как требование не освобождает работодателя от соблюдения ТК РФ. Поэтому в случае прихода инспектора ГИТ, у него всегда будет иметься законное основание для привлечения работодателя к административной ответственности.
Добавить комментарий