Специфика компаний в универсальном ISO 9001:2015
ISO 9001:2008 является универсальным стандартом и в нем самом это артикулировано. Текст гласит, что стандарт подходит для внедрения в организации любой отрасли и вне зависимости от страны, где находится предприятие. Универсальность завоевала для ISO 9001:2008 положение самого известного и распространенного в мире стандарта на системы менеджмента качества (СМК, – ред.), но она же обернулась серьезными минусами. Пользователи стандарта нередко жалуются на то, что он не годится для их отрасли или игнорирует специфику рыночной ситуации, в которой они оказались. В Великобритании был случай, когда сертификацию по ISO 9001 заставили пройти коллектив танцоров кантри. А в Европе многие компании «покупают» фиктивные сертификаты соответствия только по одной простой причине: их товар обладает такими особенностями, при которых им гораздо дешевле реагировать на многочисленные рекламации и оперативно перерабатывать партии некондиционного товара, чем вкладываться в управление качеством. Сертификат у них все равно требуют – вот и делается выбор в пользу фиктивной сертификации. Эта проблема, в какой-то степени, снимается тем фактом, что практически все популярные отраслевые нормативные документы в области систем менеджмента качества сейчас гармонизируют с ISO 9001. Проще говоря, внедряя стандарты профессиональных ассоциаций и групп крупных предприятий в сочетании с ISO 9001 – можно таки учесть отраслевую специфику. При этом удается не потерять «эсперанто» качества в виде ISO 9001 – общий язык, на котором можно общаться с самыми разными партнерами. Меняется и сам стандарт ISO 9001.
Сейчас готовится новая редакция ISO 9001 – ISO 9001:2015. На данный момент широкому кругу заинтересованных лиц доступен промежуточный проект (DIS – Draft International Standard, – ред.). В этом документе есть раздел №4 «Среда организации» (Context of the organization, – ред.), который как раз и раскрывает проблематику специфических обстоятельств, в условиях которых организация внедряет и совершенствуют свою систему менеджмента качества по ISO 9001. Из текста стандарта в официальной версии 5-й по счету редакции ISO 9001 это понятие никуда не денется, так как оно относится к обязательным по единому шаблону всех стандартов ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.) на системы менеджмента. Итак, какие действия по новому разделу должна предпринять организация для того, чтобы учесть свою специфику при построении СМК?
- Определить внешние и внутренние аспекты, которые влияют на цели организации и ее способность достигать (мы в ЦСЛ Единый Стандарт утверждаем, что цель достигается, а результат получается – ред.) намеченных в рамках системы менеджмента качества результатов.
- Учесть, что эти аспекты могут крыться в законодательстве, технологии, конкуренции, особенностях рынка; вопросах конкуренции, культуры, социальной и экономической среды. Все это может оказывать влияние и при этом существовать на международном, национальном, региональном или местном уровнях.
- Определить заинтересованные в СМК организации стороны и их требования к системе.
- Создать процессы мониторинга и анализа информации, поступающей о заинтересованных сторонах и их требованиях.
- Учесть внешние и внутренние аспекты, влияющие на достижение результатов в рамках системы менеджмента качества при определении области действия СМК.
По поводу появления в ISO 9001 раздела «Среда организации» на том месте, где в ISO 9001:2008 стоит раздел «Система менеджмента качества», во Всероссийском научно-исследовательском институте сертификации нам сказали, что организационная специфика в новом стандарте представлена в собственной концепции ISO и она ниоткуда не заимствована. «В стандарте вообще стало мало требований», – вскользь отметили сотрудники института. В национальном техническом комитете №12 «Методология стандартизации» нам рассказали, как вообще в стандартизации принято учитывать организационную специфику при подготовке нового нормативного документа. «Если вы пишете стандарт и есть большое количество специфических обстоятельств, которые могут возникнуть в случае той или иной компании – нужно просто собрать как можно более полную информацию о возможных вариациях и отклонениях и записать их подпунктами от основного требования», – сказали в комитете №12. Там также добавили, что разработка стандарта – процесс совещательный. «Если вы готовите стандарт, то черновой текст рассылаете как можно большему количеству заинтересованных сторон, конечно, по процедуре вы должны также оставить уведомление о разработке стандарта в определенных источниках, но отслеживать эти уведомления в полном объеме практически невозможно, поэтому все зависит от вашей рассылки». «Ознакомившиеся со стандартом стороны могут высказать свое мнение и в том числе выступить с возражениями», – сказали в комитете. По словам представителей ТК №12…
Цитата: ‘…иногда согласования мешают учитывать специфику организаций при разработке стандарта, так споры могут заставить предпочесть обтекаемые и осторожные формулировки конкретике и прямым требованиям’
В техническом комитете сказали, что если какая-то организация, получив от вас стандарт категорически не соглашается с каким-либо положением и не идет ни на какие компромиссы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, – ред.) обычно проводят совещание, где пытаются примирить позиции сторон.
Кстати: Специфику конкретной страны, в которой работают компании, учитывают и когда принимают международные стандарты ISO в качестве национальных стандартов. Для этого еще перед переводом нормативного документа на русский язык его в обязательном порядке анализируют на предмет соответствия национальным климатическим, экономическим и географическим условиям. Подобная процедура существует и в России. Иногда после такого анализа оказывается, что текст стандарта мало перевести – нужно его поменять. Исходя из этого определяется степень соответствия национального стандарта международному оригиналу: идентичный, модифицированный и неэквивалентный.
Добавить комментарий