Создание магистральной нефтепроводной транспортной сети

Сегодня современные технологии, используемые при добыче нефти, даже несмотря на тенденцию все более глубокого залегания ее пластов, позволяют сохранить ценовой уровень на определенном пределе, а иногда и снижать его. Другой вопрос – это ее транспортировка. Ни для кого не секрет, что нефтяные промыслы, как правило, находятся на достаточно большом расстоянии от мест переработки углеводородов. Именно поэтому на сегодня перевозка нефти к потребителям является проблемой не только отраслевой эффективности, но и безопасности.

Существуют традиционные методы транспортировки «черного золота» – это железнодорожный, морской и автомобильный транспорт. Но их трудоемкость, проблемы безопасности и рентабельность, зачастую, оставляют желать лучшего. Так, например, если сделать акцент на перевозку нефти по железной дороге, то эта отрасль «физически» не справится с этой проблемой. Да и инвестиции в эту сферу сделают цену на конечный продукт неконкурентной. В этом случае вся страна будет окутана железнодорожной сетью, перевозящей огромное количество нефтяных резервуаров. Не менее критична будет проблема и с газом. Здесь все то же самое, только вместо простых цистерн под нефть необходимо произвести тысячи специальных газовых «термосов», в которых должна поддерживаться в постоянном режиме температура 80 °С, причем при давлении 5-6 Мпа. Потому что, только таким образом по нормативным регламентам можно перевозить газ – он должен быть обязательно в жидком состоянии.

Более дешевый, широко используемый и при определенных условиях достаточно экономичный вариант транспортировки углеводородов – это морские перевозки, осуществляемые огромными танкерами, вмещающими сотни тысяч тонн. Но, и в этом случае есть проблемы, которые не позволяют этот способ считать наилучшим. Во-первых, до порта, который должен быть соответствующе оборудован и иметь необходимую инфраструктуру, в том числе и те же танкеры, нефть нужно еще довести. Во-вторых, морской путь напрямую зависит от погодных условий и «спокойствия» моря или океана. Также нередки случаи с чрезвычайными ситуациями, которые могут повлечь за собой разлив продукта с серьезными экологическими и, соответственно, финансовыми проблемами.

Если газовые «термосы» на железной дороге, мягко говоря, не прижились, то перевозка метана морем в некоторых случаях успешно применяются, причем на постоянной основе. Существует своеобразный метановый морской конвой, состоящий из танкеров, перевозящих газ из Алжира в США.

Совершенно очевидно и уже давно, что самым эффективным, безопасным и дешевым методом транспортировки нефти и природного газа, являются трубопроводы. Эта сеть развивается, причем активными темпами, как в пределах страны, так и за рубежом.

С экономической точки зрения это самый экономичный вид транспортировки нефти от промысловых зон до потребителя. Так, например, для того, чтобы перевезти одну тонну углеводородного продукта по железной дороге понадобится в 10 раз больше трудозатрат, чем транспортировать такой же объем по трубопроводу.

Несмотря на видимую простоту конструкции функциональной трубы, используемой в нефтегазовой отрасли, это достаточно сложный технологический элемент, который постоянно совершенствуется. Нефтяные и газовые трубопроводные системы на сегодня в Российской Федерации занимают почти треть всех совокупных транспортных перевозок.

Протяженность нефтепроводов иногда составляет не одну тысячу километров. Так, например, старейшая газовая трубопроводная ветка Уренгой-Помары-Ужгород имеет длину 4500 тыс. км.

Строительство подобных сооружений сопровождается определенными трудностями. Дело, в том, что единая конструкция нефтепровода соединяется из отдельных труб соответствующего диаметра посредством их сварки. Так вот длина сварочных швов трубопроводных сетей в 1,5 раза больше самой нефтяной или газопроводной ветки.

Активное строительство углеводородных магистральных систем началось еще в 60-е годы прошлого века. Одним из самых знаковых проектов того времени в этой сфере стал нефтепровод «Дружба», по которому «черное золото» поступало из татарских месторождений через Куйбышевскую область (старое название Самарской области в советские годы) в страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Венгрия и Чехословакия). Протяженность трубы со всеми ответвлениями составила 5500 тыс. км.

В течение последующих 20 лет были возведены следующие нефтепроводные системы:

  • Пилотная сибирская нефтепроводная ветка протяженностью 410 км. Шаим-Тюмень (диаметр трубы 529-722 мм). Срок ввода в эксплуатацию конец 1965 года.
  • Менее чем за два года был сооружен, а в октябре 1967 года запущен нефтепровод Усть-Балык-Омск. На нем использовались трубы, которые не эксплуатировались даже в США – их диаметр в то время был 1022 мм. Длина трубопровода – 964 км.
  • Западно-Сибирские трубопроводные сети, транспортирующие «черное золото из этого региона. К ним относятся: Александровское — Анжеро-Судженск — Красноярск — Иркутск (ввод в эксплуатацию 1973 г.), Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск (1973 год), Нижневартовск — Курган — Куйбышев (запущен в 1976 году), Сургут — Горький — Полоцк (введен в 1979 году) и другие.

Но осваивались не только месторождения, расположенные на восточных сибирских просторах. В начале 60-х годов началась нефтедобыча в Южном Мангышлаке (Узень, Жетыбай) и через 5 лет был построен трубопровод Узень-Шевченко протяженностью 141,6 км, который в 1969 году был доведен до Гурьева. Эта была нефть высокой вязкости и степени застывания, так как предварительно подвергалась термической обработке. В дальнейшем нефтепровод протянулся до Куйбышева и составил в общей сложности длину в 1750 км при диметре труб 1020 мм.

Нефтяная трубопроводная сеть продолжалась развиваться. Были построены такие нефтепроводы, как Альметьевск — Горький, Туймазы — Омск — Новосибирск, Уса — Ухта — Ярославль — Москва, Холмогоры — Сургут, Омск — Павлодар, Холмогоры — Пермь — Альметьевск — Клин и многие другие.

Сегодня основной компанией, эксплуатирующей эти магистральные нефтепроводы, имеющие диаметры труб размером от 400 до 1220 мм, является «Транснефть».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: