Создание магистральной нефтепроводной транспортной сети
Сегодня современные технологии, используемые при добыче нефти, даже несмотря на тенденцию все более глубокого залегания ее пластов, позволяют сохранить ценовой уровень на определенном пределе, а иногда и снижать его. Другой вопрос – это ее транспортировка. Ни для кого не секрет, что нефтяные промыслы, как правило, находятся на достаточно большом расстоянии от мест переработки углеводородов. Именно поэтому на сегодня перевозка нефти к потребителям является проблемой не только отраслевой эффективности, но и безопасности.
Существуют традиционные методы транспортировки «черного золота» – это железнодорожный, морской и автомобильный транспорт. Но их трудоемкость, проблемы безопасности и рентабельность, зачастую, оставляют желать лучшего. Так, например, если сделать акцент на перевозку нефти по железной дороге, то эта отрасль «физически» не справится с этой проблемой. Да и инвестиции в эту сферу сделают цену на конечный продукт неконкурентной. В этом случае вся страна будет окутана железнодорожной сетью, перевозящей огромное количество нефтяных резервуаров. Не менее критична будет проблема и с газом. Здесь все то же самое, только вместо простых цистерн под нефть необходимо произвести тысячи специальных газовых «термосов», в которых должна поддерживаться в постоянном режиме температура 80 °С, причем при давлении 5-6 Мпа. Потому что, только таким образом по нормативным регламентам можно перевозить газ – он должен быть обязательно в жидком состоянии.
Более дешевый, широко используемый и при определенных условиях достаточно экономичный вариант транспортировки углеводородов – это морские перевозки, осуществляемые огромными танкерами, вмещающими сотни тысяч тонн. Но, и в этом случае есть проблемы, которые не позволяют этот способ считать наилучшим. Во-первых, до порта, который должен быть соответствующе оборудован и иметь необходимую инфраструктуру, в том числе и те же танкеры, нефть нужно еще довести. Во-вторых, морской путь напрямую зависит от погодных условий и «спокойствия» моря или океана. Также нередки случаи с чрезвычайными ситуациями, которые могут повлечь за собой разлив продукта с серьезными экологическими и, соответственно, финансовыми проблемами.
Если газовые «термосы» на железной дороге, мягко говоря, не прижились, то перевозка метана морем в некоторых случаях успешно применяются, причем на постоянной основе. Существует своеобразный метановый морской конвой, состоящий из танкеров, перевозящих газ из Алжира в США.
Совершенно очевидно и уже давно, что самым эффективным, безопасным и дешевым методом транспортировки нефти и природного газа, являются трубопроводы. Эта сеть развивается, причем активными темпами, как в пределах страны, так и за рубежом.
С экономической точки зрения это самый экономичный вид транспортировки нефти от промысловых зон до потребителя. Так, например, для того, чтобы перевезти одну тонну углеводородного продукта по железной дороге понадобится в 10 раз больше трудозатрат, чем транспортировать такой же объем по трубопроводу.
Несмотря на видимую простоту конструкции функциональной трубы, используемой в нефтегазовой отрасли, это достаточно сложный технологический элемент, который постоянно совершенствуется. Нефтяные и газовые трубопроводные системы на сегодня в Российской Федерации занимают почти треть всех совокупных транспортных перевозок.
Протяженность нефтепроводов иногда составляет не одну тысячу километров. Так, например, старейшая газовая трубопроводная ветка Уренгой-Помары-Ужгород имеет длину 4500 тыс. км.
Строительство подобных сооружений сопровождается определенными трудностями. Дело, в том, что единая конструкция нефтепровода соединяется из отдельных труб соответствующего диаметра посредством их сварки. Так вот длина сварочных швов трубопроводных сетей в 1,5 раза больше самой нефтяной или газопроводной ветки.
Активное строительство углеводородных магистральных систем началось еще в 60-е годы прошлого века. Одним из самых знаковых проектов того времени в этой сфере стал нефтепровод «Дружба», по которому «черное золото» поступало из татарских месторождений через Куйбышевскую область (старое название Самарской области в советские годы) в страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Венгрия и Чехословакия). Протяженность трубы со всеми ответвлениями составила 5500 тыс. км.
В течение последующих 20 лет были возведены следующие нефтепроводные системы:
- Пилотная сибирская нефтепроводная ветка протяженностью 410 км. Шаим-Тюмень (диаметр трубы 529-722 мм). Срок ввода в эксплуатацию конец 1965 года.
- Менее чем за два года был сооружен, а в октябре 1967 года запущен нефтепровод Усть-Балык-Омск. На нем использовались трубы, которые не эксплуатировались даже в США – их диаметр в то время был 1022 мм. Длина трубопровода – 964 км.
- Западно-Сибирские трубопроводные сети, транспортирующие «черное золото из этого региона. К ним относятся: Александровское — Анжеро-Судженск — Красноярск — Иркутск (ввод в эксплуатацию 1973 г.), Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск (1973 год), Нижневартовск — Курган — Куйбышев (запущен в 1976 году), Сургут — Горький — Полоцк (введен в 1979 году) и другие.
Но осваивались не только месторождения, расположенные на восточных сибирских просторах. В начале 60-х годов началась нефтедобыча в Южном Мангышлаке (Узень, Жетыбай) и через 5 лет был построен трубопровод Узень-Шевченко протяженностью 141,6 км, который в 1969 году был доведен до Гурьева. Эта была нефть высокой вязкости и степени застывания, так как предварительно подвергалась термической обработке. В дальнейшем нефтепровод протянулся до Куйбышева и составил в общей сложности длину в 1750 км при диметре труб 1020 мм.
Нефтяная трубопроводная сеть продолжалась развиваться. Были построены такие нефтепроводы, как Альметьевск — Горький, Туймазы — Омск — Новосибирск, Уса — Ухта — Ярославль — Москва, Холмогоры — Сургут, Омск — Павлодар, Холмогоры — Пермь — Альметьевск — Клин и многие другие.
Сегодня основной компанией, эксплуатирующей эти магистральные нефтепроводы, имеющие диаметры труб размером от 400 до 1220 мм, является «Транснефть».
Добавить комментарий